Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"

Афиша на месяц







ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ИСПОЛЬЗУЙТЕ QR-КОД

ИЛИ ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ







ПОИСК В ЭЛЕКТРОННЫХ КАТАЛОГАХ РГБИ
На сайте
Для корректной работы разрешите отображение всплывающих окон!

Тринадцатые Международные Михоэлсовские чтения прошли в РГБИ

Дата публикации: 01.12.2023

28-29 ноября 2023 года в Российской государственной библиотеке искусств состоялись Тринадцатые Международные Михоэлсовские чтения – научная конференция, посвященная поистине неисчерпаемой и многогранной теме «Национальный театр в контексте многонациональной культуры». Это подтвердили доклады участников конференции, представляющих научные и общественные организации, музеи, крупнейшие вузы, библиотеки  и театры из России, Беларуси, Латвии, Германии, Молдовы.

Особенность Чтений заключается в информационных, библиотечных, музейных и архивных аспектах, открывающих новые направления исследований в истории и развитии национального театрального искусства. Первая международная конференция 1997 года, посвященная творчеству Соломона Михоэлса, положила начало Михоэлсовским чтениям. Со временем тематика конференции расширилась, так как все большую актуальность приобретает изучение национальных театров мира.

Большое число докладов, прозвучавших на чтениях, затрагивали темы истории еврейских театров в России и за рубежом.

Г.В. Костырченко, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, многие годы занимающийся проблемами национальной политики в СССР, свое выступление посвятил страницам жизни С. Михоэлса, относящимся к 1940-м годам, последним годам жизни замечательного режиссера и педагога, выдающегося организатора, апологета создания национальных театров. Несмотря на достаточную изученность биографии в ней осталось еще много вопросов, невыясненных до конца фактов, исследованиями которых занимается Г.В. Костырченко.

Доклад российского общественного деятеля, директора Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга А.С. Френкеля был посвящен Еврейскому театру им. Шолом-Алейхема в Москве 1920-х гг.

Темой выступления доктора истории Т.М. Бартеле из Риги стала хроника последнего года существования  (06.1940 – 06.1941) Рижского еврейского театра.

На основе изучения архивов, фондов библиотек и музейных коллекций исследователям удалось установить новые факты и сведения из истории национальных театров.

Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат искусствоведения, заместитель директора по литературно-драматургической части Театра «Ленком Марка Захарова» И.Э. Горюнова представила доклад о проблеме режиссерской реконструкции спектакля в драматическом театре как художественного явления на примере спектаклей «Поминальная молитва» театра «Ленком» и «Тевье-Тевель» Киевского Национального театра драмы имени Ивана Франко.

Интересную исследовательскую работу привезла из Казани Р.Р. Султанова, заведующая Центром искусствоведения Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН Республики Татарстана. По крупицам она собрала и восстановила биографию и творчество замечательного художника П.П. Бенькова, сценографа Казанского оперного театра.

Сообщения других участников конференции затрагивали интереснейшие темы, касающиеся петербургской итальянской оперы в России середины XIX века; «Русских сезонов» на современной китайской сцене; Первой Всесоюзной олимпиады театров и искусств народов СССР, состоявшейся в 1930 г. и др.

Подборку обнаруженных в ЦГАЛИ Санкт-Петербурга дружеских портретов актеров, режиссеров, композиторов, выполненных замечательным ленинградским художником-постановщиком И.П. Махлисом в жанре шаржа, показала и прокомментировала Л.С. Овэс кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник сектора источниковедения Российского института истории искусств, профессор кафедры русского театра Российского государственного института сценических искусств (С.-Петербург).

Редкий иллюстративный материал, относящийся к истории театральных представлений и театрального костюма, продемонстрировала главный библиограф ЦНТБ СиА Е.В. Глазунова, выступая с докладом «История театральных представлений в 12-томном австрийском издании 20-х гг. XX века «Памятники театра: постановка, декорации, театральный костюм и великие праздники всех времен». 

Об Оскаре Мариксе – народном художнике Беларуси, уникальном сценографе, которого считают основателем белорусской сценографической школы, в своем сообщении рассказала ведущий научный сотрудник Государственного музея истории театральной и музыкальной культуры – филиала Национального исторического музея Республики Беларусь А.В. Косач.

Помимо интересных и ярких докладов неизменной составляющей Михоэлсовских чтений являются проводимые в рамках конференции специальные выставки. Большим культурным событием нынешних Чтений стало открытие выездной выставки Государственного музея истории театральной и музыкальной культуры – филиала Национального исторического музея Республики Беларусь, посвященной Оскару Мариксу. Участникам конференции сотрудники Музея представили эскизы костюмов и театральных декораций, созданные мастером за период 1925 – 1960 гг.

Вопросы к докладчикам и периодически возникающая полемика – убедительное подтверждение заинтересованности участников и актуальной значимости обсуждаемых на конференции тем.

Программа конференции


Платные услуги РГБИ:

Из новых поступлений: Подписка

Показать еще...