Отдел иконографических материалов
Общие сведения
Иконография (от греч. eikon - изображение - образ и ...графия) в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо лица, совокупность сюжетов, характерных для искусства какой-либо эпохи, направления.
Создание отдела иконографии неразрывно связано с историей библиотеки. В архиве Малого театра был организован фонд иконографических документов, который стал основой фонда иллюстративного отдела библиотеки.
Отдел иконографии является комплексным отделом и осуществляет все виды работы с изданиями: комплектование, обработку, ведение каталогов, хранение, выставочную работу, обслуживание читателей в читальном зале.
Главная задача работы отдела – предоставление совокупности изображений по определенной тематике.
История
Структура отдела иконографии и специфика его обслуживания была определена еще на первых порах создания библиотеки. Иллюстративный отдел Российской государственной библиотеки по искусству появился по инициативе профессора П. П. Пашкова, руководившего всей научной работой ЦГТБ, исследованием и описанием материалов, связанных с театром. Театральное искусство было одним из сильнейших увлечений П. П. Пашкова, он являлся прекрасным специалистом в области декораций, костюма, орнамента. Кроме того, его серии зарисовок людей на улицах, скверах и в других общественных местах не раз служили замечательным материалом для изучения актерами типажа, жестов, поведения людей. Целое поколение крупнейших актеров, театральных художников, режиссеров может быть обязано своими победами участию в этих работах П. П. Пашкова.
Павел Павлович Пашков с огромным энтузиазмом собирал материалы, которые могли помочь в оформлении спектаклей, в создании красочных, увлекательных и в тоже время правдивых образов. Он делал подборки к различным темам, писал комментарии и пояснения, активно использовал их в консультативной работе, в которой ему не было равных. Среди посетителей отдела были тогда известные художники (К. Юон, И. Рабинович, А. Тышлер и др.),
Основатель отдела профессор П.П.Пашков точно определил главную задачу отдела – дать знания и разбудить фантазию художника. Иконографический материал должен соответствовать индивидуальным подходам художника, его требованиям, документ должен “зацепить”, быть тем “побудителем фантазии”, о котором в свое время говорил и писал К.С. Станиславский.
За время своего существования отдел перерос рамки хранилища иконографических документов и выполняет функции исследовательского и научно-консультативного центра, ставшего практически необходимой и органичной частью процесса создания спектаклей, фильмов, изданий.
Фонды
Коллекция иллюстративного материала РГБИ разнообразна и многоаспектна, как по тематике, так и по видам печатной продукции. Основой фонда послужило собрание иконографических документов из архива Императорского Малого театра. Затем фонд пополнялся частными коллекциями М.Б.Загорского, С.С.Мокульского, Н.М.Горчакова, А.В.Тункеля, Н. Волкова и других видных деятелей культуры. В этих собраниях среди книг достойное место занимал различный листовой материал: открытки, эстампы, фотографии, репродукции. Основными разделами собрания являются тематические подборки: портрет, виды городов и местностей, быт и типы, история, мифология, религия, костюм, иллюстрации к литературным произведениям и т.д.
Коллекция открыток. Коллекция открытых писем необычайно широка по своей тематике и содержит не только отечественные, но и иностранные издания. Интерес представляют разделы, посвященные видам России, и зарубежных государств. Выделяется подборка открыток (около двух тысяч единиц), воспроизводящих облик старой Москвы и Петербурга, быт и типы России.
Среди открыток по истории костюма интересна подборка “Русский народный костюм” из коллекции Н.Л.Шабельской.
К настоящему времени собрание открыток насчитывает около 100 000 единиц хранения.
Оригинальная фотография (50-е г.XIXв. – XXв.) представлена фотодокументами и фотоальбомами, отражающими события социальной, политической, экономической и культурной жизни России, СССР и зарубежных стран со второй половины XIX века до настоящего времени.
В фонде отдела большую часть коллекции составляет театральная фотография, которая представлена работами известных фотохудожников, таких как Ш. Бергамаско, А. Лоренс, И.Г. Дьяговченко, Е. Мрозовская, Б. Фабисович, К. Фишер, И.Александров, В. Петрусова и многих другие. Эти и другие мастера светописи запечатлели выдающихся деятелей отечественного театра с 1890- гг. до наших дней в жизни и на сцене В 70-е г. XX века библиотека получила в дар работы замечательного мастера М. Шерлинга.
Коллекция театральных фотографий разнообразна и богата по своему содержанию. Ценными экземплярами фонда “Актерской персоналии” являются фотографии с автографами видных деятелей театра. Этот фонд по праву можно назвать фотографической энциклопедией театра. В равной степени он отражает и историю развития самой фотографии.
Фонд оригинальной фотографии включает в себя не только театральную, но и другие тематические коллекции. Среди них хотелось бы выделить фотодокументы, посвященные Великой Отечественной войне 1941-1945гг., имеющие большое историческое значение. Это работы фотокорреспондента Совинформбюро Г.Петрусова и документальные фотоиллюстрации Государственной инспекции по охране памятников г.Ленинграда “Фиксация поражений памятников архитектуры города в годы ВОВ” . Безусловный интерес представляет коллекция постоянного читателя библиотеки, фотографа-любителя С.Лисевицкого. На подлинных фотографиях 50-60хг.XXв. запечатлена летопись Москвы и других городов России, история домов и улиц, исторических памятников.
Наиболее полно в собрании РГБИ представлен фотопортрет. Коллекция бытовой фотографии охватывает период с 50- х г. XIXв. до 60-х г.XXв. Среди многих снимков наибольшую ценность имеют те, которые знакомят с самым ранним способом фотографирования – дагерротипией. РГБИ в своем фонде хранит три дагерротипа, датируемые 1850-1853 гг.
К настоящему времени собрание фотодокументов насчитывает около 30 000 единиц хранения.
Гравюры. Эстампы издавна присутствуют в библиотеках мира: и как гравированные иллюстрации в книгах, и как отдельные листы. В фонде отдела иконографии представлены русская, французская, английская, немецкая, школы гравирования. Основные разделы собрания: портрет, виды городов и местностей, быт и типы, история, мифология, религия, аллегория, костюм, иллюстрации к литературным произведениям и т.д.
Интересна коллекция русских офортов 80-х гг.XIXв. в т.ч. В.Васнецова.
К настоящему времени собрание гравюр и литографий насчитывает
около 9 000 единиц хранения.
Каталоги и картотеки
Отдел иконографии имеет следующие карточки:
- служебная систематическая картотека аналитического описания изображений (в карточной форме).
- служебная алфавитная картотека “Персоналий” (в карточной форме).
- читательская тематико-библиографическая картотека Сценографии (в карточной форме).
Услуги пользователям
Отдел обслуживает своих пользователей в специализированном читальном зале. Дежурный сотрудник отдела в читальном зале, дает справки и консультации по тематическим запросам, используя СА и фонд отдела. Специализированный фонд (листовой материал) выдается по предварительному запросу. Сотрудники отдела предоставляют информацию о всех видах изоизданий, хранящихся в отделе. Пользователи, ведущие научную работу или выполняющие служебное задание, обязаны представлять письма направивших их организаций на имя руководителя Библиотеки.
Отдел предоставляет организациям и читателям платные услуги. Виды платных услуг: тематический подбор изданий, составление тематических списков литературы для студентов – дипломников профильных вузов, пересъемку изобразительных материалов.
Отдел иконографии участвует ежегодно в выставочных проектах, на которых можно познакомиться с фондами РГБИ.
Контакты
Заведующая отделом – Елена Георгиевна Хапланова.
Справки по т.:+7 (495) 692-35-08; e-mail: izo@liart.ru