В РГБИ прошли Одиннадцатые Международные Михоэлсовские чтения
26–27 ноября 2019 г. в РГБИ состоялась Одиннадцатая международная конференция «Национальный театр в контексте многонациональной культуры». Ее участниками стали искусствоведы, театроведы, специалисты библиотек, музеев, архивов из разных стран мира, многие из которых на протяжении 20 лет исследуют феномен театра в иноязычной среде. Одиннадцатые Михоэлсовские чтения прошли под знаком столетия театра, получившего признание не только в нашей стране, но и за рубежом, – Государственного еврейского театра (ГОСЕТ), чья история связана с именем Соломона Михоэлса.
Программа Михоэлсовских чтений2019 г. открылась 25 ноября премьерой спектакля И. Пеховича «Строитель» по мотивам одноименной пьесы С. Михоэлса (1919) в постановке Московского театра Грановского на сцене московского театра «Эрмитаж».
Международные Михоэлсовские чтения 2019 г. собрали исследователей, которые уже много лет занимаются изучением истории национальных театров, постановок пьес в зарубежных театрах, творчества актеров разных стран, судеб репрессированных актеров – истории, отраженной в прессе, документах, архивах. Новые факты, сведения прозвучали в выступлениях доктора филологических наук, профессора РГГУ Леонида Кациса, доктора искусствоведения Виолетты Гудковой, доктора искусствоведения Александра Колесникова, доктора истории Татьяны Бартеле, кандидата филологических наук Веры Мильчиной. Результатами последних исследований поделились и специалисты библиотек – Елена Дворянкина из Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей, Ада Колганова, Абрам Рейтблат, Мария Мишуровская, Ирина Титунова из РГБИ.
В Михоэлсовских чтениях приняла участие Алла Зускина-Перельман, всю жизнь собирающая материалы о своем отце – ведущем актере ГОСЕТа Вениамине Зускине, расстрелянном в1952 г. В2002 г. вышла ее книга «Путешествие Вениамина: Размышления о жизни, творчестве и судьбе еврейского актера Вениамина Зускина». Выступление А. Зускиной-Перельман на конференции было посвящено не только искусству великого актера, но и уникальному творческому тандему Михоэлс-Зускин, во многом определявшему лицо театра. По ее признанию, научные материалы конференций помогли уточнить некоторые факты, исправить ошибки в датах.
Ольга Бескина-Лабас, председатель Лабас-фонда, рассказала о работе художника Александра Лабаса в ГОСЕТе и Белорусском еврейском театре в 1930-е гг., когда он, наряду с такими известными художниками, как М. Шагал, Н. Альтман, Р. Фальк, И. Рабинович, А. Тышлер занимался оформлением спектаклей, но после обвинений в формализме был вынужден служить в провинциальных театрах. Сегодня фонд активно участвует в возвращении в страну произведений А. Лабаса, находящихся в различных коллекциях по всему миру.
Частым участником Михоэлсовских чтений является историк Василий Щедрин. Находка в Бахрушинском музее текста пьесы «Строитель» определила сферу его научных интересов. Сегодня он – признанный во всем мире специалист в области еврейской истории и культуры, профессор Университета Квинс в Канаде. В. Щедрин стал руководителем проекта по реконструкции спектакля, поставленного Алексеем Грановским 100 лет назад. По мнению В. Щедрина, многолетние Михоэлсовские чтения, материалы докладов которых публикуются в сборниках конференций, помогают серьезным исследованиям важности и масштабности личности С. Михоэлса.
Впервые в Михоэлсовских чтениях принял участие директор Национальной библиотеки республики Абхазия Борис Чолария, представивший сообщение об истории абхазского национального театра, который, по его словам, стал своего рода «локомотивом» абхазской национальной культуры, потянувшим за собой многие другие виды искусства.
В рамках конференции состоялось торжественное подписание Соглашения о сотрудничестве между РГБИ и Национальной библиотекой Республики Абхазии им. И.Г. Папаскир. Договор предусматривает обмен документами, публикациями и другими информационными ресурсами, проведение совместных проектов и мероприятий, которые будут способствовать развитию межнациональных культурных связей.
Главная библиотека Абхазии передала в дар РГБИ издания, посвященные абхазской национальной культуре. В Сухуми отправились книги, изданные РГБИ, запланировано проведение выставки из фондов библиотеки искусств.
Кандидат исторических наук из Германии Инна Герасимова, много лет изучающая историю белорусского еврейского театра, передала в дар РГБИ альбом, принадлежавший известному артисту, режиссеру и драматургу Файвишу Аронесу. С1925 г. он собирал вырезки из газет, программки, рисунки о еврейской театральной студии, преобразованной впоследствии в БелГОСЕТ. В1935 г. Аронес уехал в Биробиджан, но не избежал ареста в 1949-м и долгих лет в лагерях. Альбом с архивными материалами, многие из которых на идише, чудом пережил войну в Минске и недавно был передан Инне Герасимовой. Теперь в РГБИ он ждет своих исследователей.
Для участников конференции специалисты РГБИ подготовили две выставки. Экспозиция «Театральная память народа. Белорусская драматургия. Минск – Москва. По архивам РГБИ» показала материалы об известных театральных постановках белорусских авторов на сценах двух столиц в 1930–1980 гг.: фотографии, рецензии, программы пьес таких авторов, как Я. Купала, К. Крапива, А. Мовзон, А. Макаёнок, А. Дударев.
«Театральную кукла народов мира» из собрания Музея народной игрушки мира представила один из ее авторов – коллекционер Марианна Обоева. Экспозиция продемонстрировала разнообразие кукольного театра в странах мира. Книги, альбомы, фотографии из фондов РГБИ стали интересным дополнением экспозиции.
Работу конференции завершила дискуссия с участниками проекта по реконструкции спектакля С. Михоэлса «Строитель»: историком Василием Щедриным, режиссером и актером Игорем Пеховичем, певицей и актрисой Марией Якубович.
Одиннадцатые Международные Михоэлсовские чтения прошли при поддержке Российского еврейского конгресса. Российская государственная библиотека искусств готовит к изданию сборник материалов конференции.