Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"

Афиша на месяц







ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ИСПОЛЬЗУЙТЕ QR-КОД

ИЛИ ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ



Сервис подачи электронного обращения





В электронном каталоге На сайте

Отличительной особенностью научной конференции, которую раз в два года проводит РГБИ, является обсуждение исследований, проводимых в российских и зарубежных архивах, фондах библиотек, которые позволяют открывать неизвестные страницы истории театра. Это единственная в своем роде конференция, посвященная театральному источниковедению.

Традиционно конференция собирает российских и зарубежных театроведов, филологов, историков, специалистов архивов и библиотек.

В этом году карантинные меры лишили участников возможности приехать в Москву, привычного общения, дискуссий, обсуждений. И тем не менее онлайн формат, к которому научное общество все больше начинает привыкать, не уменьшил интереса к конференции и обсуждаемым темам.

Прозвучало около 30 сообщений и докладов исследователи из России, Турции, Латвии, Эстонии, Беларуси, Молдовы. Темой научной конференции 2020 года стала «Литература на театральной сцене».

Открывая работу конференции, директор РГБИ А.А.Колганова отметила, что тематика чтений вызвала большой интерес у исследователей, пришло много заявок на выступления, которые впервые проходят в онлайн формате.

А. А.Колганова подчеркнула, что проблематика конференции посвящена не только истории театра, но и театральным источниковедческим ресурсам, коллекциям, архивам, фондам библиотек. Директор РГБИ представила  вышедший сборник материалов Одиннадцатых Международных Михоэлсовских чтений  «Национальный театр в контексте многонациональной культуры».

Каждое выступление участников конференции стало новой  страницей в истории развития театрального искусства, изучении постановок пьес, режиссерских методов инсценировок, интерпретации  классики в драматическом театре, на оперной и балетной сцене.

Директор Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей РФ Л.Ю. Сидоренко рассказала о неизвестных материалах истории студенческого театра МГУ, найденных в хранящейся в библиотеке папке известного мхатовского актера К.М. Бабанина, долгое время  руководившего самодеятельным коллективом.

Из Стамбула прозвучал доклад театроведа Х.Э.Новрузовой, посвященный наиболее интересным постановкам Чехова на турецкой сцене, в том числе таких российских режиссеров, как Гинкаса, Райхельгауза, Хейфеца.

Е.С.Абелюк, известный исследователь творчества Юрия Любимова, рассказала о постановках знаменитого режиссера в России и за рубежом по роману Достоевского «Преступление и наказание».

В своем выступлении директор РГБИ А.А.Колганова уделила внимание  инсценировке, как объекту библиографирования, важной для исследователей системе поиска текстов драматургических вариантов в каталогах библиотек, степени допустимости «перевода» оригиналов в драматургию, юридическим аспектам авторства драматургических текстов.

Кандидат искусствоведения П.А. Руднев представил исследование, связанное с изучением А.И. Солженицыным творчества Александра Островского.  На протяжении двух лет 70-летний писатель внимательно прочитал 10 томов произведений Островского, оставив в свих записках оригинальные высказывания об особенностях языка, тематики классика русской драматургии.

Доктор истории Т.М.Бартеле  из Риги познакомила с палитрой неоднозначных рецензий латвийской прессы после премьеры «Дворянского гнезда» И.С.Тургенева на сцене национального театра в тридцатые годы прошлого века.

Из Казани прозвучало выступление доктора искусствоведения Р.Р.Султановой о постановках самого известного исторического эпоса татарского народа «Идегей».

Специалист РГБИ, кандидат филологических наук О.В. Голубева прочитала доклад на тему «Король-Орфей» как опыт «синтетического» искусства в творчестве К.Дебюсси, В.Сегалена, Г.Моро.

Е.Д.Токарева, хранитель музейных предметов ГЦТМ имени А. А. Бахрушина представила две афиши 70-х годов – Московского областного ТЮЗа и Ивановского театра кукол к «Слову о полку Игореве». Оригинальное художественное решение сделало их ценными объектами музейного хранения и изучения.

Увлекательным экскурсом в искусство начала прошлого века стало выступление  доктора филологических наук Л.Ф.Кациса  «Театр для себя» Н. Н. Евреинова на страницах «Кине-журнала».

Аспирант ГИТИСа К.В.Попова рассказала об особенностях «перевода» пушкинского «Евгения Онегина»  на язык классического и современного балета.

Кандидат филологических наук Г.А. Элиасберг представила свое исследование постановок на театральных сценах разных стран рассказов и романов Шолом-Алейхема.  

Р.И.Островская, старший научный сотрудник ГЦТМ им. А. А. Бахрушина познакомила с постановками «Идиота»  Достоевского на сценах российских театров, начиная с первого представления 1899 года, где в роли Настасьи Филипповны блистала знаменитая Мария Ермолова.

Исследователь О.А. Тиховская из Кишинева рассказала о неизвестной пьесе Георгия Оболдуева – комедии «Царица Неверя», инсценировки сказочных произведений А.С. Пушкина.  Написанная в 1948 году по заказу Центрального детского театра, пьеса не была принята по цензурным соображениям.

Видеосообщение из Тарту кандидата филологических наук Т.К. Шор было посвящено герою революции, командующему флотом, дипломату, главному редактору литературных журналов Федору Раскольникову. В тридцатых годах, работая полпредом в Эстонии, он предложил свою пьесу «Робеспьер» для сцены эстонского театра.

О раскрытии произведений Михаила Булгакова в сценическом искусстве рассказали исследователи со стажем – доктор искусствоведения В.В. Гудкова и главный библиограф РГБИ М.В. Мишуровская.

Темой выступления кандидата филологических наук К.Ю. Зубкова стали проблемы нравственных критериев при переносе драматического произведения на сцену, деятельность цензуры, определявший степень «дозволенности».

Каким был Герман в «Пиковой даме», спектакле 1935 года, поставленном Мейерхольдом в ленинградском малом оперном театре, рассказала кандидат искусствоведения М.Г. Светаева.

Заключительным стало выступление О.В. Ананьева, специалиста Гомельской областной библиотеки. Он рассказал, как библиотекари Гомеля не только написали и издали почти двухтысячным тиражом книгу о Великой Отечественной войне «Живая память моей семьи», но и поставили ее в своем библиотечном театре.

Закрывая конференцию, директор РГБИ А.А. Колганова поблагодарила всех участников за их выступления, насыщенные интересными сведениями, богатые по представленному материалу. Ада Ароновна выразила надежду, что следующая конференция и ее культурная программа пройдут в стенах РГБИ. Главным итогом заседаний этого года будет сборник выступлений, которые прозвучали за два дня работы.