Российская государственная библиотека искусств (РГБИ) в рамках Года литературы при поддержке Министерства культуры РФ провела всероссийский семинар-практикум «Современная драматургия: литература и театр». В семинаре-практикуме приняли участие литературные работники театров и специалисты библиотек Москвы, Новосибирска, Вологды, Брянска, Рязани, Казани, Смоленска, Костромы и Калининграда.
Цель семинара – расширить представление аудитории об информационных возможностях современных библиотек. Были продемонстрированы электронные базы данных РГБИ, значительную часть собраний которых составляет русская, советская и современная драматургия, а также участники ознакомлены с современными методами поиска и подбора театрального репертуара. В настоящее время РГБИ формирует наиболее полный фонд современной российской драматургии, приобретая пьесы на различных носителях, в т.ч. электронные издания и рукописи.
По словам директора РГБИ А.А. Колгановой, «цель семинара – показать литературным работникам театра возможности сотрудничества с библиотекой для формирования и расширения репертуара. РГБИ сохраняет приоритетным театральное направление в области комплектования фондов и библиографическом обслуживании. Мы надеемся, что сегодняшняя встреча будет продуктивной и семинар станет долгосрочным проектом».
А.А. Колганова сделала также небольшой экскурс в историю создания библиотеки и формирования ее коллекций. Директор рассказала об издательской деятельности, которую ведет РГБИ, в т.ч. о выпуске библиографических указателей, ежегодных сборников лучших пьес конкурса «Действующие лица» и сборников материалов проводимой РГБИ научно-практической конференции, связанной с театральной книгой. Участникам семинара был представлен вышедший в свет накануне семинара библиографический справочник «Русская драма».
Специалисты библиотеки: библиографы Отдела научной информации С.Н. Чевычалова, О.Н. Початкина, И.Б. Титунова – провели информационный практикум для участников семинара. В своих выступлениях они остановились на вопросах информационного обеспечения театрального процесса, ресурсов библиотеки, современной методики поиска и подбора репертуара, изобразительного материала в электронных базах данных, в т.ч. созданных РГБИ для работы в режиме онлайн.
Для обеспечения наиболее удобного и грамотного поиска репертуара библиографы ведут углубленную обработку пьес в электронных базах данных «Драматургия» и «Действующие лица». Ресурсы РГБИ дают возможность работникам театров провести поиск пьес по авторам, заглавиям, количеству действующих лиц, жанрам, тематике. Базы данных представлены в открытом доступе на сайте библиотеки, что позволяет осуществлять самостоятельный поиск в удаленном режиме.
Руководитель Центра визуальной информации РГБИ Е.Г. Хапланова в докладе «Изобразительные материалы для театра» отметила важность изобразительного материала как источника не только для подготовки театральных постановок, но и для создания фильмов, организации выставок, исследований, проводимых специалистами.
В частности, она рассказала о хранящихся в фондах РГБИ изобразительных материалах, таких, как собранные в тематические папки эскизы костюмов и интерьеров разных эпох или рисунки, фотографии, посвященные конкретным театральным постановкам. По ее словам, «изучение изобразительных материалов помогает формированию нового поколения художников».
В рамках семинара состоялась встреча с драматургом, сценаристом, автором журнала «Современная драматургия» («СД») А.А. Коровкиным, который много лет работал завотделом драматургии. Отметив долговременное плодотворное сотрудничество журнала и библиотеки, он рассказал об истории создания «СД», о работе редакции с молодыми авторами.
По окончании информационного практикума участники семинара познакомились с библиотекой, побывали на консультациях в отделах РГБИ и на выставках «Литература. Художник. Библиотека» и «Федоскинское чудо» из цикла «Пока не забыты. Золотой круг народных промыслов».
Во второй части семинара его участников ждала встреча с художественным руководителем Московского театра «Школа современной пьесы», Народным артистом РФ И.Л. Райхельгаузом. Он рассказал о сотрудничестве театра с РГБИ и совместной работе по организации конкурса лучших пьес «Действующие лица». В положениях конкурса нашли отражение программа и эстетика «Школы современной пьесы», на сцене которой все пьесы играются впервые. Всего в театре состоялось 66 мировых премьер новых пьес.
Фрагмент пьесы "Дурочка и зэк"
Екатерина Кретова, арт-директор Международного конкурса русскоязычной драматургии «Действующие лица», представила творческую лабораторию «Класс молодой режиссуры», рассказала о лауреатах первых конкурсов «Действующие лица», о критериях отбора пьес, по которым необходимо соблюсти баланс между положениями: «пьеса как литературное произведение» и «пьеса как основа режиссерского поиска и творчества».
Фрагмент пьесы "Здесь живет Нина"
В завершение семинара были показаны фрагменты из спектаклей театра «Школа современной пьесы», поставленных по пьесам лауреатов Международного конкурса русскоязычной драматургии «Действующие лица»: «Дурочка и зэк» В. Лидского (режиссер В. Печерникова), «Здесь живет Нина» П. Бородиной (режиссер Е. Кочетков) и «Молоток» П. Павлова (режиссер П. Макаров). В показе приняли участие актеры театра Алексей Гнилицкий, Иван Василевский, Ольга Гусилетова, Екатерина Директоренко, Николай Голубев, Татьяна Циренина, Иван Мамонов.