Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"

Афиша на месяц







ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ИСПОЛЬЗУЙТЕ QR-КОД

ИЛИ ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ



Сервис подачи электронного обращения





В электронном каталоге На сайте

Центр визуальной информации

Центр объединяет все направления работы с визуальной информацией. В его структуру входят отдел иконографических материалов, отдел консервации и реставрации изобразительных материалов и отдел культурных программ.

Отдел изобразительных материалов

ИКОНОГРАФИЯ (от греч. eikon – изображение, образ и ...графия), в изобразительном искусстве строго установленная система изображения каких-либо персонажей или сюжетных сцен. Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо лица, совокупность сюжетов, характерных для искусства какой-либо эпохи, направления.

Отдел осуществляет все виды работы с изданиями: комплектование, обработку, ведение каталогов, хранение, обслуживание читателей в читальном зале. Основной фонд отдела иконографии комплектуется отечественными и зарубежными изоизданиями, а также произведениями печатной графики и фотографии как вида искусства.

 Структура РГБИ и специфика обслуживания были определены при создании библиотеки. История создания иллюстративного отдела и его коллекций тесно связана с заслуженным художником СССР, профессором П.П.Пашковым.

Пашков Павел Павлович (1872-1952). Талантливый график и живописец. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Член Московского Товарищества художников. В 1930-е гг. П.Пашков работал художником-декоратором в Академическом Малом театре. Сегодня его работы находятся в Радищевском государственном художественном музее в Саратове, в музее Малого театра в Москве, в РГАЛИ.

При П.П. Пашкове начинает складываться не только коллекция иконографических материалов, но и метод обслуживания читателей. П.П. Пашков являлся одним из лучших специалистов в области театральных декораций, костюма, руководил научной работой, исследованием и описанием материалов, связанных с театром. П.П.Пашков точно определил главную задачу отдела – дать знания и разбудить фантазию художника. Иконографический материал должен соответствовать индивидуальным подходам художника, его требованиям, документ должен «зацепить», быть тем «побудителем фантазии», о котором в свое время говорил и писал К.С. Станиславский.

Фонды отдела

Фонд отдела начал формироваться с момента создания библиотеки в 1921 году и пополнялся как путем закупок, так и благодаря пожертвованиям от частных лиц. В собраниях отдела есть документы из частных коллекций М.Загорского, С.Мокульского, Н.Горчакова, С. Зимина, И. Лапицкого, П. Пашкова, А.Фомина и др. Коллекция иллюстративного материала РГБИ разнообразна и многоаспектна как по тематике, так и по видам печатной продукции.

Фонд гравюр и литографий является одним из ценнейших в Российской государственной библиотеке по искусству. В нем собраны листовые изобразительные материалы и альбомы, выполненные в различных гравировальных техниках: ксилографии, гравюры на металле, литографии, линогравюры.

Основой фонда послужили гравированные и литографированные листы из собрания Императорского Малого театра. В 1927 — 1928 гг. в него были переданы листовые издания из Ленинградского книжного фонда. В фонде представлены издания XVI – XX вв.: русской, итальянской, немецкой, французской, голландской, польской школ; японские и китайские издания. Наиболее широко представлены издания XIX в. Наряду с массовыми изданиями в фонде хранятся авторские гравюры, в большинстве своем принадлежащие русским художникам. Например, русские офорты 80-х гг. XIX в.,  в т.ч. В.Васнецова. В фонде имеются ценные и редкие издания, в т.ч. несколько уникальных, например пробные оттиски гравюр И.А. Фомина (1912 г.) с пометками автора, шесть портретов актеров на одном листе, гравированных Э.Ф. Зивертом (1913 г.), с карандашными пометками автора, касающимися обстоятельств создания гравюр, 29 корректурных оттисков иллюстраций к книге Адриана Шхонебека «История о орденах и чинах воинских» (Москва, Оружейная палата, 1710 г.).

Интереснейший раздел фонда отдела составляют оригинальные фотографии конца XIX- начала XX вв. Большая часть из них составляет театральная фотография представленная работами известных фотохудожников: Ш. Бергамаско, А. Лоренс, И.Г. Дьяговченко, Е. Мрозовская, Б. Фабисович, К. Фишер, И.Александров, В. Петрусова и других. Ценными экземплярами фонда «Актерская персоналия» являются фотографии с автографами видных деятелей театра. В 70-е г. XX века библиотека получила в дар работы замечательного мастера Мирона Шерлинга. Коллекция фотографий и фототипий М. Шерлинга включает в себя серию фотографий известных актеров, художников, писателей. (Федор Шаляпин в сценических образах: Бориса Годунова, Мефистофеля, Дон-Кихота и др.; художники Илья Репин, Диего Ривера, Исаак Бродский (с автографом); балерины Т.Карсавина, Г.Уланова;  писатель А.М.Горький и другие).

Фонд оригинальной фотографии включает в себя не только театральную, но и другие тематические коллекции. Среди них хотелось бы выделить фотодокументы, посвященные Великой Отечественной войне 1941-1945гг., имеющие большое историческое значение работы фотокорреспондента Совинформбюро Г. Петрусова и документальные фотоиллюстрации Государственной инспекции по охране памятников г. Ленинграда: “Фиксация поражений памятников архитектуры города в годы ВОВ”, а также коллекцию бытовой фотографии, которая охватывает период с 50-х г. XIX в. до 70-х гг. XX в.

Фонд открытых писем насчитывает десятки тысяч единиц хранения и содержит не только отечественные, но и иностранные издания. Они систематизированы по содержанию, основными разделами являются: костюм, виды городов и отдельных местностей, быт и типы, архитектура, иллюстрации к литературным произведениям.

Коллекция оригинальных работ: рисунки, эскизы художников театра и кино, создавалась одновременно с организацией основного фонда. Рисунки мебели, жанровые зарисовки, шаржи, эскизы появились в фонде при П. Пашкове. В собрании отдела хранятся эскизы Н. Акимова, В. Ходасевич, В. Рындина, Т. Бруни и др. художников театра. Традиция собирать эскизы сохранилась до сих пор. В последние годы фонд активно пополняется работами не только театральных художников, но и замечательными эскизами художников кино. В основном это работы художников по костюму, которые составили славу Российского кино: Кручинина О.С., народный художник России, автор костюмов к 44 фильмам; Маклакова Э.П., народный художник России, лауреат«Emmy», The Academy of Television Arts & Sciens; Нови Л.Ю., народный художник России, профессор ВГИКа и др. Среди наиболее интересных работ следует назвать: Нови Л.Ю. эскизы к фильмам реж. А.Алова и В. Наумова «Бег», «Тегеран-43», «Тиль Уленшпигель»; Кручинина О.С. эскизы к фильмам «Сельская учительница» реж. М. Донской; «Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане» реж. А. Птушко; «Красные колокола» реж. С Бондарчук; «Отелло» реж. С.Юткевич; Маклакова Э.П. «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» реж. В.Грамматиков.

Также в фонде представлены эскизы таких театральных художников как: С.Бархин, М.Китаев, Э. Капелюш,Э. Кочергин, М.Азизян, Н.Шнайдер и др.

Каталоги и картотеки

Изоиздания книжного типа, хранящиеся в отделе иконографии, получают индивидуальное библиографическое описание в отделе обработки и отражены во всех каталогах библиотеки. Листовые и комплектные изоиздания обрабатываются непосредственно в отделе иконографии.

На основе коллекции подлинных рисунков В.Н.Куликова по военному костюму, хранящейся в отделе, создана БД «Военный мундир Вооруженных Сил СССР, 1918 – 1945».

Услуги пользователям

Отдел обслуживает своих пользователей в читальном зале №3 (комната 10). Дежурный сотрудник отдела дает справки и консультации по тематическим запросам, используя СА и фонд отдела. Листовой материал выдается по предварительному запросу.

Отдел предоставляет организациям и читателям платные услуги: тематический подбор изданий, пересъемку изобразительных материалов.

Отдел иконографии участвует ежегодно в выставочных проектах, на которых можно познакомиться с фондами РГБИ.

В 2013 г. с целью обеспечения вопросов, связанных с консервацией и реставрацией листовых иконографических материалов был создан отдел консервации и реставрации изобразительный материалов (ОКРИМ) .

Работа отдела консервации и реставрации иконографических материалов ведется на качественно новом уровене и подкреплена методическими разработками. ОКРИМ работает по следующим направлениям:  

- фазовая консервация

 - реставрация произведений графики

 - ведение БД «Сохранность экземпляра (ИЗО)»

Специалистами РГБИ в тесном контакте с Федеральным центром консервации библиотечных фондов при Российской национальной библиотеке разработан и внедрен электронный «Паспорт сохранности».   

Руководитель центра – Елена Георгиевна Хапланова.

Тел./факс: (495) 692-35-08; e-mail:izo@liart.ru