В апреле этого года отмечается 460-летие великого драматурга Уильяма Шекспира и 420-летие первой постановки одной из самых выдающихся его трагедий «Отелло». В Российской государственной библиотеке искусств открылась выставка «Отелло не ревнив …», приуроченная к двойному юбилею.
В мировой драматургии эту трагедию часто признают совершеннейшим созданием гения. Во все времена образ Отелло украшал репертуар самых известных артистов. Но трактовалась она в зависимости от исторического периода и традиций страны по-разному. Каждое время, каждый народ, каждый театр рождают своего выдающегося исполнителя заглавной роли великой трагедии. Артист, приступая к роли, волей-неволей приносил с собой на сцену сегодняшнее ощущение жизни, ее сегодняшние ритмы, сегодняшнюю речь, а также усвоенные им национальные традиции.
Экспозиция РГБИ рассказывает о самых ярких исполнителях роли венецианского мавра начиная с Ричарда Бёрбеджа и до выдающихся артистов середины 1950-х годов.
При всем блеске и мировой славе таких великих трагиков, как Эдмунд Кин или Томмазо Сальвини, особое место в истолковании смысла трагедии принадлежит нашим отечественным ученым шекспироведам и театральным деятелям.
Посетители выставки познакомятся с режиссерским планом «Отелло» К.С. Станиславского и узнают о первом создателе образа Отелло, соответствующего словам А.С. Пушкина «Отелло не ревнив, напротив, – он доверчив», Александре Остужеве. Надо отметить, что Александр Остужев родился в апреле и 28 числа отмечается 150-летие актера. Его исполнение заглавной роли в постановке Малого театра 1935 года было настоящим потрясением для современников. И мало кто догадывался, что артист совершил настоящий подвиг, играя Отелло будучи совершенно лишенным слуха.
После Отелло Остужева на национальных сценах СССР появилась целая плеяда прекрасных исполнителей этой роли: Ваграм Папазян (Армения), Акакий Хорава (Грузия), Владимир Тхапсаев (Северная Осетия), Шакен Айманов (Казахстан), Арбор Хидоятов (Узбекистан). Все эти исполнители получили мировое признание.
Конечно, и в наше время трагедия Шекспира продолжает украшать репертуар отечественных и зарубежных театров. Но пока еще не появилась постановка, о которой можно было бы говорить, как об открытии, равном спектаклям, отраженным в экспозиции.
Выставка открыта с 1 по 29 апреля на 4 этаже.
Вход свободный.