Выставочный проект «Знаки памяти», созданный при поддержке посольства Ирландии и Крокин галереи, был представлен 6 июля в Голубом зале РГБИ.
Феномен памяти в разных проявлениях стал основой этой необычной экспозиции.
Девять тысяч снимков хранит фонд бытовой фотографии РГБИ. Черно-белые фотографии, начиная с середины XIX века, запечатлели неизвестных нам людей из разных стран, времен, слоев общества. Их внешний вид, костюмы много лет служат ценным материалом для постановщиков фильмов и спектаклей, художников по костюмам и гриму. На этот раз документальное хранилище памяти стало отправной точкой для творческого осмысления прошлого нашими современниками, работающими в различных жанрах изобразительного искусства.
В экспозиции «Знаки памяти» архивные снимки соседствуют с объектами, графикой, инсталляциями, видео художников, ищущих средства и возможности выражения своего отношения к феномену памяти. Для экспозиции подбирались изображения, в которых есть некая недосказанная история, чтобы зритель мог полностью погрузиться в предложенную ему тему.
Открывая выставку директор РГБИ А.А. Колганова отметила, что с каждым годом все активнее используются возможности библиотеки, являющейся обширным документальным хранилищем памяти. Творческий конгломерат, объединяющий библиотекарей и представителей творческих профессий, рождает такие интересные проекты, как выставка «Знаки памяти».
«Работы девяти известных художников приоткрывают нам дверь в свой мир с дорогими для них воспоминаниями», - сказала в своем выступлении куратор выставки, специалист РГБИ Александра Орлова и выразила благодарность за участие в выставочном проекте посольство Ирландии и Крокин галерею.
Как камерное, но очень заметное явление в культурной жизни Москвы отметил эту выставку представитель Крокин галереи Александр Петровиче.
Атташе по культуре Посольства Ирландии в России Артур Хендрик поблагодарил за приглашение ирландского художника Аарона Смита представить свое творчество и выразил надежду на дальнейшее успешное сотрудничество с библиотекой.
Аарон Смит специально для этой выставки подготовил и привез две работы из своей новой графической серии, посвященные стихотворению Дж. Джойса «Се, дитя», философское размышление о жизни и смерти.
«Сублимация памяти. Три ступени» – так назвал свое видение связи поколений Леонид Тишков. Три коллективные фотографии школьников 1910-х, 1940-х, 1960-х годов, напечатанные на прозрачной ткани, подвешены к потолку. Длинные полоски, протянувшиеся от каждой фотографии, сплетаются в единый узел, как нити памяти, связующие десятилетия.
Белые солдатские рубашки с зашитыми в них молитвами стали основой инсталляции Татьяны Баданиной, сохранившей в своей памяти семейные предания о войне.
Визуальный образ далеких предков художника Валерия Корчагина постепенно проявляется на бумаге, отлитой ручным образом, словно под воздействием травы, которую в народе называют бессмертником.
В контексте фотографий прошлого представили свое творчество и другие известные художники: Валерий Орлов, Дарья Кротова, Андрей Суздалев, Сергей Чернов, Александра Митлянская.
Многочисленные гости вернисажа отметили, что выставка, соединившая эксперименты современного изобразительного искусства и интереснейшие фотоматериалы фондов РГБИ, получилась необычной и новаторской, прекрасно вписалась в интерьер старинного особняка.
Мероприятия:
Открытая лекция «История печатной графики в Ирландии» прошла в РГБИ
Дискуссия в рамках выставки «Знаки памяти»
Панорамы выставки: