Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"

Афиша на месяц







ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ИСПОЛЬЗУЙТЕ QR-КОД

ИЛИ ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ



Сервис подачи электронного обращения





В электронном каталоге На сайте

21 сентября - 19 октября 2000 г. Выставка “Родоначальник русского театра”

 

Дорогие друзья!

В этом году театральная общественность нашей страны отмечает замечательную дату – 250 лет со дня основания старейшего театра России – Российского государственного академического театра драмы имени Федора Волкова.

Театр в своих первоначальных формах существовал в России со старинных времен. Еще в языческие времена на праздники, отмечавшие проводы зимы, начало весны, летние праздники, ритуальные обряды, было принято наряжаться разбойниками, чертями, Бабой-Ягой или животными –козой, медведем, лисой, волком. Ряженые ходили по улицам, распевали песни, били в тазы, заслонки, бубны, тешили зрителей шутками-прибаутками, различными сценками. Развитию народных игрищ способствовали скоморохи, певцы, плясуны, игрецы на всевозможных инструментах. Эти народные потешники бродили по Руси, давая и кукольные представления, и “медвежью комедию” с дрессированными животными.

Большой расцвет народное театральное творчество пережило в ХIII вв. Но постепенно отношение властей и церкви к искусству скоморохов стало изменяться. В них стали видеть источник безнравственности, кощунства. Народные обряды, игры и зрелища объявлялись несовместимыми с православием. Только во второй половине Х VII в. народный театр возродился вновь. В то же время стало формироваться театральное искусство, предназначенное для высших слоев общества.

Впервые спектакль, подготовленный для царя и его приближенных, был показан в 1672 г. царю Алексею Михайловичу. Его осуществил школьный учитель из Немецкой слободы в Москве Иоганн Грегори. Это был сюжет на библейскую тему “Комедия об Эсфири”. Актеры были главным образом из учеников школы, женские роли исполняли юноши. Спектакль шел на немецком языке.

Вскоре после этого возникают домашние театры: Милославских, Одоевского,  Голицына и др. Теперь здесь идут не только пьесы, заимствованные у иностранцев, но и отечественные. Играют их воспитанники Славяно-греко-латинской академии, ученики Хирургической школы.

В начале ХVIII в., в эпоху Петра I , из-за рубежа выписывают актёров, певцов и музыкантов. Вместе с русскими актёрами они выступают не только в закрытых театрах, но и перед широкой публикой. Первый такой общедоступный театр был открыт в Москве на Красной площади в 1702 г. В 1714 г. труппа театра переезжает в Петербург для увеселения Петра I и его сестры Натальи. В начале 30-х годов в Россию приезжает итальянская оперная труппа,и вскоре в Петербурге организуется оперно-балетный театр. Появляются первые русские авторы опер и пьес. Среди них наиболее известным становится А.П.Сумароков (его трагедии: “Хорев”, “Синав и Трувор”, “Дмитрий Самозванец” и др. , а также комедийные пьесы).  

В 40-е - 50-е годы ширится круг людей, вовлечённых в театральное дело не только в столицах, но и в провинции. В 1750 г. состоялось событие, ставшее отправной точкой в истории русского театра - в Ярославле в доме купца Волкова была показана трагедия Сумарокова ”Хорев” и комедия Мольера “Лекарь поневоле”. Поставил этот спектакль и играл в нем Фёдор Григорьевич Волков. Этим спектаклем, проходившем в оборудованном для представлений каменном сарае вблизи своего дома, Ф.Г.Волков положил начало русскому общедоступному профессиональному театру. Театр имел в своём репертуаре современную русскую национальную драму- “Кающийся грешник” Дмитрия Ростовцева, драму “Евдон и Берфа”, “Есфирь”, трагедии Сумарокова и др. Приехавший в Ярославль по служебным делам в декабре 1750 г. сенатский чиновник Игнатьев застал уже регулярно действующий театр. Об этом он немедленно написал в Санкт-Петербург.

В числе актёров-любителей, кроме самого Федора Волкова, были его братья Григорий и Гавриил, канцелярист Иконников, писец Куклин, цирюльник Шумский и другие”охочие комедианты”. Впоследствии некоторые из них стали знаменитыми: И.А.Дмитревский, Я.Д.Шумский. Театр созданный Волковым, отвечал потребностям широких демократических слоёв населения. За помощью, необходимой для создания общедоступного городского театра, Волков обратился к публике. Зрители собрали необходимые средства и в 1751 г. Волков выстроил специальное здание для театра. Театр давал специальные представления, что требовало наличие постоянной труппы и профессионализации актёров-любителей. Таким образом был сделан большой шаг в сторону создания русского нацио-нального театра.

В конце 1751 г. императрица Елизавета Петровна издала указ о том, чтобы ярославских купцов “…Фёдора Григорьева сына Волкова…з братьями Гаврилом и Григорьем, которые в Ярославле содержат театр и играют комедии…, привесть в Санкт-Петербург”.

В 1752 г. Волков и его товарищи прибыли в Петербург, играли перед петербургским обществом и произвели благоприятное впечатление. Однако их игра нуждалась в шлифовке, многим не хватало общего образования. Поэтому лучших из них отдают на обучение в Шляхетский корпус.

Через несколько лет они показывают своё искусство на малой придворной сцене. В 1756 г. императрица Елизавета издаёт указ об учреждении русского государственного публичного театра в Санкт-Петербурге в бывшем доме Головкина на Васильевском острове. Он назывался Российский театр, директором его был назначен Сумароков.

В основу репертуара легли русские драматические произведения. Ядро труппы составили актёры из числа ярославцев: Ф.Г.Волков, И.А.Дмитревский, Я.Д.Шумский. Одной из первых русских актрис была А.М.Дмитревская, позднее Т.М.Троепольская.

После отъезда Ф.Волкова в Петербург спектакли в его ярославском театре продолжались ещё некоторое время. Однако регулярные спектакли возобновляются лишь в начале XIX века. Репертуар театра в это время мало отличался от репертуара столичных сцен: “ Бригадир”  и “Недоросль” Д.И.Фонвизина, “Бобыль” П.А.Плавильщикова, “Хвастун” и “Чудаки” Я.Б.Княжнина и др. Общий уровень игры актёров был неровным, многим недоставало мастерства, школы, образования; не было единой манеры исполнения.

 В середине XIX  в. ярославский театр широко ставил Н.В.Гоголя, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина.

 Участились гастроли корифеев столичной сцены самым крупным событием того времени стали гастроли М.С.Щепкина. В то же время наряду с талантливыми произведениями русских драматургов театр ставил “коммерческие” пьесы-водевили, фарсы, мелодрамы, в большинстве своем переводные, невысокого вкуса.

В конце XIX в. многие деятели провинциальных театров стали стремиться облагородить сценическое дело, привлечь демократически настроенных зрителей. Ярославский театр в этот период ставит А.Н.Островского, В.Шекспира, Ж..- Б. Мольера, Г. Ибсена и др. классиков. В 1900 г. состоялись празднества по случаю 150-летия со дня его основания. Были сыграны лучшие спектакли столичных театров:   Ревизор”, “Горе от ума”, “Гроза”, “Свадьба Кречинского”. В них приняли участие выдающиеся актёры: В.Н.Давыдов, М.Г.Савина, А.П.Ленский, О.О.Садовская, А.А.Остужев, М.Н.Ермолова и многие другие.

На рубеже XIX-XX вв. на ярославской сцене появляются имена Чехова, Горького, Л.Толстого.

С 1907 по 1911 гг. в Ярославле не было регулярных театральных представлений. Прежнее обветшавшее здание снесли, на его месте возвели новое. Театру вполне правомерно присвоили имя Ф. Волкова.

Особую роль в истории ярославской сцены сыграл режиссёр И.А.Ростовцев. Он руководил театром с 1914 г. по 1916 г, затем в 20-х и 40-х годах. В годы его работы художественный уровень театра поднялся очень высоко. В первые послеоктябрьские годы театр ставил пьесы классического репертуара. В конце 20-х годов ведущее место на его сцене заняла советская драматургия.

В годы Великой Отечественной войны Театр им. Ф. Волкова, как и все театры страны, перестроил свою работу. Были организованы концертные бригады, которые выезжали на фронт в военные части, труппа работала над пьесами патриотического содержания.

В последние годы лицо Театра им.Ф. Волкова определяют три русла постановок: спектакли на исторические темы- о выдающихся деятелях рус-ской культуры, героических и драматических событиях нашей истории, о воинских подвигах; отечественная и зарубежная классика;   пьесы о современной жизни.

Достоверность, психологическая ясность, эмоциональность характерны для его актёров, следующих принципам лучших мастеров русской дореволюционной и современной сцены. Среди них имена: Г.А.Белова, А.Д.Чудиновой, В.С.Нельского, С.Д.Ромоданова, К.Г.Незвановой и др. Стремление к жизненному правдоподобию, достоверности в воплощении жизни и внутреннего мира героев, внимание к деталям и подробностям быта- эти качества определяют своеобразие творчества театра. Этот принцип объединяет творчество многих поколений ярославских актёров, режиссёров, художников.

На выставке, представленной Вашему вниманию, Вы видите книги, журналы, статьи из газет, программы спектаклей, фотографии из фондов Российской государственной библиотеки по искусству. Значительную часть экспозиции составляют материалы, любезно предоставленные музеем Ярославского государственного академического театра драмы им. Ф. Волкова: это костюмы, эскизы декораций и костюмов, фотографии и макет спектакля “Фома ”.

Мы благодарим ярославцев за участие в выставке и надеемся, что она будет интересна и полезна зрителям.

_____________________________________________________________________

Краткий перечень экспонатов выставки "Родоначальник русского театра".

 

Лонгинов М.Н. Русский театр в Петербурге и в Москве.

Спб., 1873.

Материал: с. 8-9, 18-19.

____________________________________________________

Всеросийское театральное общество.

Конф., посвящённая А.Н.Островскому. 1958 г.

М., 1959

Материал: с. 49-50.

 

Смелянский А.М. Наши собеседники.

М., 1981

Материал: с. 192.

 

Усачёв А.А. Повесть об одном актёре.

Л., 1934

Материал: с.80-82.

_______________________________________________

Киреева Г.И. Путь актера.

Творческая биография В.А.Зорина.

Саранск, 1969.

Материал: с. 56-57.

_______________________________________________

Варнеке Б. История русского театра 17-19 вв.

М-Л., 1939

Материал: с.55-60.

_________________________________________________

Всеволодский-Гернгросс В.Н.

Краткий курс истории русского театра.

М., 1936

Материал: с. 50-54.

Царёв М.И. Неповторимые мгновенья.

М., 1975

Материал: с. 30-45.

__________________________________________

Баландин Л.А. На сцене и за кулисами.

Путь театра “Красный факел”.

Новосиб., 1972

Материал: с. 8-10.

______________________________________________________

Стрепетова П.А. Воспоминания и письма.

М.-Л., 1934

Материал: с. 199-222.

________________________________________________

Из истории русской советской режиссуры 1940-х гг.

Л., 1980

Материал: с. 170-180.

_________________________________________________

Режиссёр, учитель, друг.

М., 1966

Материал: с. 219-225.

___________________________________________________

Полевой И. История русской литературы

в очерках и биографиях.

Спб., 1878

Материал: с. 298-323.

_________________________________________________

Данилов С.С. Очерки по истории русского

драматического театра.

М-Л., 1948

Материал: с. 84, 103-104.

_____________________________________________

Чехов С.М. О семье Чеховых.

М.П.Чехов в Ярославле.

Яросл., 1970

Материал: с. 89-127.

____________________________________________________________

Куликова К.Ф. Российского театра первые актеры.

Л., 1991

Материал: с. 19-59.

__________________________________________________________

Кочеткова Н.Д. Фонвизин в Петербурге.

Л., 1984

Материал: с. 14-17.

_________________________________________________________ Краткий очерк истории русской культуры

с древних времён до 1917 г.

Л., 1967

Материал: с. 175-237.

________________________________________________________ Гациский А.С. Нижегородский театр.

Ниж. Новг., 1867

Материал: с. 5-9.

_______________________________________________________  Греч Н.И. Взгляд на историю русского

театра до начала XIX столетия. Т. 3.

Спб., 1855

Материал: с. 187-230.

_________________________________________________________

Щеглов И. Народ и театр.

Спб., 1911

Материал: с. 331-335.

________________________________________________________

Моров А.Г. Три века русской сцены.

М., 1978

Материал: с. 40-43.

 

История русского драм. театра.

В 7 т.т.

Т. I. М., 1977

Материал: с. 140-146.

Т.4. М., 1977

Материал: с. 220-221.

____________________________________________________

Опочинин Е.П. Пьесы первого спектакля Ф.Г. Волкова в

Ярославле-

В кн.: Опочинин Е.П. Театральная старина.

М., 1902

Материал: с. 257-265.

____________________________________________________

Театр в эпоху Елизаветы Петровны.-

В кн.: История русского театра. Т. I.

М., 1914

Материал: с. 103-152.

___________________________________________________

Всеволодский-Гернгросс В.Н.

Русский театр от истоков до середины XVIII в.

М., 1957

Материал: с. 219-225.

_____________________________________________

Носов. Хроника русского театра.

М., 1883

Материал: с.11.

__________________________________________________

Опочинин Е.П. Русский театр, его начало и развитие.

Вып. I,Ш.

Спб., 1887

Материал: с. 21-37.

__________________________________________________

Драмтеатр в Ярославле.- Жизнь искусства,

1928, № 52, с. 15.

______________________________________________________

Левин М. О прошлом для будущего –

Театральная жизнь, 1975, № 9, с.22-24.

___________________________________________________________

Владимирова Е. Этапы большого пути. –

Театральная жизнь, 1975, № 15, с. 28-29.

_______________________________________________

Малышев Ю. Отец русского театра. –

Огонёк, 1950, № 28, с. 6-7.

______________________________________________

Филиппов В. На площади Волкова. –

Театральная жизнь, 1967, № 10, с.18-19.

________________________________________________

Кеслер А. Старейший в стране. –

Театральная жизнь, 1963, № 3, с. 26-27. __________________________________________________

Куприянов И. Родоначальник. –

Театральная жизнь, № 7, с.1-3.

 

Фед Л. Галанюк И. В доме Волкова. –

Театральная жизнь, 1978, № 23, с. 4-5.

 

Зубков Ю. Что же касается волковцев…-

Театральная жизнь, 1964, № 23, с. 9-11.

________________________________________________

Сорокина Н. Чего мы сегодня ждём…-

Театральная жизнь, 1998, № 5-6, с. 27-29.

________________________________________________ Залесский В. На пути к ансамблю.-

Театр, 1950, №10, с. 10-18.

__________________________________________________

Иняхин А. Шесть вечеров,-

Театр 1986, № 1, с. 81-91.

__________________________________________________

Ваняшова М. Истинность страстей.

Театр, 1984, №4, с. 52-58.

___________________________________________________

Калмановский Е. Общие размышления

по конкретным поводам.-

Театр, 1993, № 9, с. 18-24.

_______________________________________

Чеботаревская Т. Мелодрама и почерк театра.-

Театр, 1961, №11, с.84-89.

_____________________________________________

Спектакли последних лет.-

Театр, 1975, №10, с. 110-113.

____________________________________________________

Асеев Б.Н. Создание русского национального театра.-

В кн: Асеев Б.Н. Русский драматический театр от

его истоков до конца XVIII в.

М., 1977. с. 232-255

________________________________________

Ваняшова М. Прометей русского театра.-

В кн: Волжский причал.

Яросл., 1979. с. 197-238

________________________________________

Куликов К.Ф. Л.П.Никулина –Косицкая.

Л., 1970. с. 33-42

___________________________________________

Артистическое семейство Богдановых.

Спб.,1856. с 7-16

Астафьев А.В. и Астафьева Н.А.

Писатели ярославского края.

Яросл., 1974. с13-14, 27-28.

Указ императрицы Елизаветы Петровны

от 30 августа 1756 года.

Об учреждении русского государственного театра.

“Северный край” Ярославль. 1900, 12 мая.

“Северный край” Ярославль.1900, 28 мая.

“Русские ведомости”, 1900, № 32.

 

“Петербургские ведомости”, 1900, № 129.

 

Театр им. Волкова. Сезон 1911-1912 гг.

Ярославль.

 

Пашков Б.К. В Ярославле-

В кн: Режиссер, учитель, друг.

М., 1966, с. 219-225.

 

 

Филиппов В. Великий русский самородок.-

В кн.: Театр. альманах.

Кн. 1(3). М., 1946 г. с. 171-185

 

Первое знакомство со сценой.

М.- Пг., 1923 г.

Материал: с. 16-18

______________________________________

Белинский В.Г. Петровский театр.-

В кн. : Белинский В.Г. Сочинения. В 12-ти ч.

М., 1859. ч. 2. с. 599-621

_________________________________________

Бураковский С.З. Ф.Г.Волков, основатель русского театра.-

В кн. : Бураковский С.З. Очерк истории русской сцены.

Спб., 1899 г. с. 4-9

 

Новиков Н.И. Опыт исторического словаря о российских писателях.-

В кн. : Русская литературная критика XVIII в.

М., 1978 г., с. 168-172.

 

Старикова Л.М. Новые документы о Фёдоре и Григории Волковых.-

В кн.: Памятники культуры.

Л., 1983 г., с. 171-181.

 

Носков Н. Жизнь великого актёра.

Спб. , 1914 г.

Материал: с. 70-74

 

Суворин А.С. Дневник.

М-Пг., 1923 г.

Материал: с. 226

 

Любомиров М.Н. Фёдор Волков-путь и заветы.-

В кн.: Любомиров М.Н. Размышления после встречи.

М., 1984 г. с. 7-35

_______________________________________

Эскизы к спектаклю В. Шекспира

“Ромео и Джульета”

Худ. Н.С. Комаровский

_______________________________________

Эскизы к спектаклю В. Шекспира

“Ромео и Джульета”

Худ. Н.С. Комаровский

________________________________________

Эскиз костюмов к спектаклю Ж.-Б. Мольера

“Мнимый больной”

Худ. А.М.Левитан

_________________________________________

Эскиз костюмов к спектаклю Ж.-Б. Мольера

“Мнимый больной”

Худ. А.М.Левитан

_________________________________________

Эскиз к спектаклю Ф.Шиллера

“Коварство и любовь”

Худ. А.И.Ипполитов

_________________________________________  

Эскиз костюма к спектаклю

“Похождения повесы”

 Худ. С Жигулёва

_________________________________________  

Эскиз к спектаклю

“Дворянское гнездо”

Худ. Н. Медовщиков

_________________________________________  

Эскиз к спектаклю

“Конёк-горбунок”

 Худ. В.Лаповок

_________________________________________  

Эскиз к спектаклю А.П.Чехова

“Платонов”

 Худ. А. Бабаев

_________________________________________  

Макет к спектаклю “Фома”

 Худ. А. Бабаев

_________________________________________  

Сцена из спектакля “Фёдор Волков”

_________________________________________  

Сцена из спектакля А.К.Толстого

“Царь Фёдор Иоанович”.

_________________________________________

Сцена из спектакля А.П.Чехова

“Платонов”

_________________________________________

Сцена из спектакля А.П.Чехова

“Платонов”

_________________________________________

Сцена из спектакля А.П.Чехова

“Платонов”

_________________________________________

Сцена из спектакля А.Н.Островского

“На всякого мудреца довольно простоты

_________________________________________

Сцена из спектакля

“Пётр- I”

_________________________________________

Сцена из спектакля

“Пётр- I”

_________________________________________

Сцена из спектакля

“Пётр-I”

_________________________________________

Сцена из спектакля А.Н.Островского

“Без вины виноватые”

_________________________________________

Сцена из спектакля Н.Е.Вирты

“ Заговор обречённых”

_________________________________________

Сцена из спектакля Л. Н.Толстого

“Власть тьмы”

_________________________________________

Сцена из спектакля Ж.-Б. Мольера

“Тартюф”

_________________________________________

Сцена из спектакля В.А.Соловьёва

“Царь Юрий”

_________________________________________

Сцена из спектакля В.А.Соловьёва

“Царь Юрий”

_________________________________________

Сцена из спектакля А.С. Грибоедова

“Горе от ума”

_________________________________________

Сцена из спектакля

“Размазня”

_________________________________________

Сцена из спектакля Л.Н.Андреева

“Професор Сторицын”

_________________________________________ 

Режиссёр Д.Манской

_________________________________________

Режиссёр И.Ростовцев.

_________________________________________

Режиссёр П. Васильев.

__________________________________________

Режиссёр Ф.Шишигин.

__________________________________________

М.М. Херасков – писатель, поэт, драматург.

____________________________________________

М.В.Ломоносов – поэт и драматург

____________________________________________

 А.А.Шаховской – драматург

____________________________________________

Ж.- Б. Мольер - драматург

__________________________________________________