Дорогие друзья !
Перед Вами выставка «Католический храм как явление искусства». Через книги, альбомы, гравюры и литографии из фондов нашей библиотеки мы стремились показать, как в течение веков складывался и изменялся художественный облик католического храма. Нам хотелось представить не только замечательную архитектуру знаменитых соборов и внешний облик более скромных церквей, но и показать их внутреннее убранство, составляющее единое целое с архитектурным решением здания. На протяжении почти двух тысячелетий католические храмы создавались с одной идеей – прославление величия Бога. Этой идее подчинялся и внешний и внутренний облик храма. Внушительные размеры , великолепная отделка наружной части, купола, шпили, колокольни – все это воздействовало на религиозное чувство человека. Интерьеры церкви также способствовали созданию молитвенного состояния, наполняли душу верующего благоговением. Высокие стройные колонны направляли его взор ввысь, через цветные витражи лились потоки неземного радужного света, звучала прекрасная органная музыка, голоса священнослужителей и пение хора. Молящегося окружали фрески, мозаика, живопись и скульптура, отражающие события Ветхого и Нового завета, лепнина и позолота украшали стены, он видел замечательные резные алтари, красочные облачения священников и искусно выполненные литургические предметы. Все эти произведения искусства, наполняющие католический храм, представляют огромную художественную ценность и являются культурным достоянием человечества. О каждом из элементов храмового интерьера можно было бы рассказать подробно. Но ограниченное пространство экспликации не позволяет это сделать. Мы можем лишь кратко охарактеризовать основные архитектурные стили католических храмов, существовавшие с момента возникновения христианства.
В I-III вв. христианскими храмами служили катакомбы, сохранившиеся ныне в окрестностях Рима, в Неаполе, в Сиракузах, на острове Мальта и в др. местах. Это были подземные пещеры и коридоры, в которых первоначально хоронили членов христианской общины и куда приходили молиться родственники умерших. К этим могилам стекалось большое количество молящихся, поэтому возникла необходимость расширять подземные пространства, соединяя несколько небольших помещений в одно более удобное для богослужения. Катакомбы освещались маленькими лампадами, прикрепленными к стене, а иногда светом из отверстий, проделанных в потолке. Стены и своды коридоров почти не имели украшений. Живописные изображения имели только стены и плафоны крипт, служивших усыпальницами епископов и мучеников. В начале IV в. гонения на христиан в Римской империи прекратились: в 313 г. император Константин издал эдикт о веротерпимости. После объявления христианства господствующей религией Римской империи многолюдные молитвенные собрания из тесных подземных катакомб перенесли в просторные базилики. В 319 г. начинается строительство базилики Св. Петра на Ватиканском холме. По своему статусу христианские храмы разделялись на приходские храмы и соборы (церкви, где находилась кафедра епископа). При упразднении кафедры и переезде епископа в другое место собор превращался в приходскую церковь. Соборы не только служили местом совершения месс, но и центром общественных собраний; они были призваны внушать страх и уважение пастве, давать приют и защиту в периоды гражданских потрясений и междоусобных войн. Красота и величие соборов составляли всеобщее достояние и способствовали укреплению национального самосознания. Грандиозные храмы олицетворяли величие Бога, символизировали его власть на земле и демонстрировали благодатную красоту небесной жизни. Традиционно сложились два архитектурных типа строительства христианских соборов – базилика и крестово-купольный храм. Базилика представляет собой простое прямоугольное здание, разделенное на несколько нефов и завершающееся частью округлой формы (апсидой), в которой располагался алтарь. Портал находился напротив алтаря, а в центре базилики возвышался купол простой формы. Позднее базилики уступили место крестово-купольному храму, имеющему в плане форму греческого или латинского креста ( с продольным, удлиненным в направлении с востока на запад пространством ) и большим куполом или шпилем в центре. С VII по XII вв. в Западной Европе возник и развивался так называемый романский архитектурный стиль. Его каноны сформировались под влиянием классической архитектуры Древнего Рима. Общее впечатление суровой торжественности и грозной мощи, которые создаются как размерами и пропорциями интерьера храма, так и конструктивно-художественным оформлением его каменной оболочки, характерно для романского стиля. Огромная длина храма усиливает значение алтаря, расположенного в дальнем конце церкви. Незначительная по сравнению с длиной и высотой ширина храма заставляет человека особенно остро ощущать высоту колонн и стен по сравнению с его собственным ростом. Великолепным образцом романского стиля может служить фасад собора в Трире (Германия). Устремленность к небу шпилей и башен здания – постоянно повторяющиеся мотивы во всей христианской средневековой архитектуре. На смену романскому стилю в 1100-х гг. приходит готика. В одной только Франции в течение XII-XIII вв. было построено около 80 соборов в готическом стиле, который возник в этой стране и просуществовал в Европе вплоть до XVI в. В готической архитектуре до высшей степени выразительности и художественной завершенности доведены все три основные элемента композиции церковного интерьера: его пространство, каменная конструкция и окна. Эти элементы соединялись в изумительной гармонии друг с другом. Необычайная художественная сила, единство и последовательность готической архитектурной композиции стали возможны благодаря изобретению нового вида свода, который опирался на стрельчатые арки, начинавшиеся от вершины колонн.
Готический стиль отличала система контрфорсов, поддерживающих снаружи центральный неф, обилие ажурных каменных деталей и скульптур. А самое главное – появилось единое пространство храма с пучками колонн, окном-розой и венцом капелл. Особую роль в интерьере собора играл свет, проникающий через витражные окна. Начиная с XII в., размеры соборов значительно увеличились, их интерьер стал светлее, а декоративное убранство роскошнее. Наивысший взлет готического стиля получил название «высокая готика». Ее примерами служат великолепные соборы в Париже (Нотр-Дам), Шартре, Реймсе и Амьене. Кульминацией этого стиля стал незавершенный собор в Бове. С XV в. готика стала постепенно уступать место архитектуре Ренессанса, возрождающей классические каноны. Замечательным образцом этого стиля является собор Св. Петра в Риме – самый большой храм католического мира. На месте захоронения апостола Петра и обветшавшей базилики ( IV в. ) в XVI в. началось возведение нового собора. Строительство последовательно вели Браманте, Рафаэль, Микельанджело и другие архитекторы. Завершилось оно лишь спустя многие десятилетия после смерти Микельанджело. Интерьер собора воспринимается как высшее достижение человеческого гения. Немногие храмы могли бы соперничать с собором по количеству находящихся в нем шедевров. Огромные мозаики украшают каждую капеллу и каждый алтарь собора. Широко использована позолоченная лепнина. Нежно-кремовые, зеленые, розовые цвета мозаичного пола дополняют сверкающие узорчатые своды и стены. Великолепные рельефы в мраморе, бронзе и дереве встречаются повсюду. В соборе находятся искусно выполненные надгробия римских пап.
Архитектура эпохи Возрождения в XVII-XVIII вв. сменяется искусством барокко, а позднее – рококо. Яркий пример архитектуры барокко – пышно декорированный Зальцбургский собор (Австрия). Он построен из янтарно-желтого камня и увенчан зелеными медными куполами. Собор отразил всю роскошь, элегантность и изысканность барокко. Особенно красив западный фасад. Собор прекрасно освещен внутри. Замечательные фрески и лепнина, расцвечивающие стены и потолок всеми цветами радуги, придают интерьеру фантастическую яркость. Один из красивейших фасадов в стиле барокко, где скульптура заполняет почти всю поверхность стены, имеет собор в Сантьяго-де- Компостела (Испания). В XVII-XIX вв. развивается архитектура классицизма , ориентирующегося на античное зодчество. Ему присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание плоскости стены с ордером и сдержанным декором. Очень часто создатели храмов в своих творениях соединяют различные стили. Например, базилика Суперга близ Турина (XVII в.) сочетает элементы барокко и классицизма. А церковь Святого Карла Борромея в Вене (XVII-XVIII вв.) – барокко и рококо. В XX в. церковное строительство претерпело существенные изменения. Некоторые зодчие возрождают традиционные формы предшествующих веков; другие – смешивают стили, создают множество новых оригинальных и разнообразных форм, используя современные технологии и материалы. Так, церковь Святого Семейства, построенная знаменитым испанским архитектором А.Гауди в Барселоне, - первый в ряду совершенно новых храмов. Это главное творение в жизни Гауди выглядит почти готическим и одновременно принадлежащим нашему времени. Храм воспринимается как творение неизвестного скульптора, вылепившего вручную из глины или воска Дом Бога. Другой пример – ультрасовременный собор в Бразилиа (Бразилия), построенный во второй половине XX в. архитектором О.Нимейером. Собор возведен из стекла и железобетона, имеет в плане форму круга, сама композиция храма символизирует терновый венец Христа. В интерьере большие скульптуры ангелов словно парят в воздухе, подхваченные устремленными ввысь опорами.