25 марта - 26 апреля 2002 г. Выставка "Искусство ислама"
"Мусульманской" культурой принято называть средневековую культуру Востока, возникшую в VII в. в странах, объединенных исламом как государственной религией и арабским языком как языком научной мысли. К ним относятся страны Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, Северо - Западной Индии, Северной Африки, Юго-Западной Европы.
Несмотря на уязвимость термина "мусульманское искусство" или "искусство ислама", мы прекрасно понимаем, что за ним стоит. При всем многообразии его проявлений существует набор легко узнаваемых черт. Это абстрактность, орнаментальность и не- изобразительность.
Эти черты резко отличают искусство мусульманского периода от искусства тех же народов в доисламское время и от творчества народов на территориях, где господствуют другие религии.
Доисламские корни и связи мусульманского искусства в древних культурах Ирана, Средней Азии, Египта, Китая, Индии и т.д. не продолжаются напрямую в современном мире. Они претерпевают значительные изменения, причины которых кроются в исламской политике и исламской идеологии. Они сливаются друг с другом, создавая нечто новое, определяемое универсальным и синтетическим характером именно исламского общества, для которого все мусульмане составляют единую нацию - "умма".
Классическое мусульманское общество сложилось в XI в., а мусульманская культура достигла своего расцвета в X - XV в.в. Тогда же повсеместно распространились многие художественные приемы, ставшие навеки характерными для ислама. Коран - источник всего, чем живет и что чувствует мусульманин. Для мусульман Коран - главное чудо, которое Аллах даровал своему Пророку, а через него и всем людям. Текст Корана - это прямая речь Бога, с которой Он обращался к Мухаммеду. Пророк повторил ее своим сородичам в виде проповедей. Их запомнили, а потом записали. Так возник материальный, земной вариант мусульманского Священного Писания.
Ислам не допускает сходства Аллаха с человеком или другим живым существом. Земную реальность мусульманин воспринимает как иллюзию, лишь внешне похожую на истинный, божественный мир. Постичь его смертный человек может лишь умозрительно, интеллектуально через цепь ассоциаций, вызванных чтением вслух Корана, произнесением молитв, начертанием и созерцанием священных надписей - аятов.
В Коране нет никаких прямых высказываний об искусстве или художественном творчестве. Но сама манера выражения мысли содержит особенности и приемы, ставшие определяющими для многих черт мусульманского искусства.
Благороднейшим из изобразительных искусств в мире ислама является каллиграфия - письменное выражение Корана. Она играет роль более или менее аналогичную роли иконы в христианском искусстве, поскольку представляет видимую плоть Божественного Слова.
Арабская каллиграфия обладает исключительными декоративными возможностями благодаря двум "измерениям" - вертикальному, придающему буквам благородство, и горизонтальному, объединяющему буквы в непрерывном течении.
Как и в символике плетения, вертикальные линии соответствуют неизменным сущностям вещей, незыблемому характеру каждой буквы, а горизонтальные выражают становление, или материю, которая связывает вещи между собой воедино.
В священных надписях арабские буквы плавно переплетаются с арабесками, особенно с растительными мотивами, символизируя древо жизни: листья этого дерева соответствуют словом Священной Книги.
Арабеска - это искусство без сотворения образов, всякий намек на индивидуальную форму растворяется здесь в безграничности непрерывного плетения, повторения идентичных мотивов, "обратно аналогичных форм" цветистого движения линий.
В арабеске - типичном творении ислама, геометрический гений сочетается с кочевым духом. Арабеска является образцом геометрического орнамента, в котором логика вступает в союз с живой непрерывностью ритма. В ней присутствуют два основных элемента: переплетение и растительный лейтмотив.
Орнаментальные завитки арабесок (геометрический орнамент) и ислими (орнамент, соединяющий вьюнок и спирали) сочетаются со священными надписями, выписанными вязью куфического письма (разновидность арабского почерка). Так появилась особая "наука украшения" страниц книг, стен зданий, поверхностей сосудов. Ее нельзя назвать декоративной, это результат особого образного мышления мусульманина. Понятие о красоте и многообразии созданного Аллахом мира - основа его творчества.
Весь мир - поток
Метафор и символов узор.
Омар Хайям
Поэтому обильно разукрашен коранический текст, затейливы обороты поэтической речи, изыскана философская мысль, абстрактен и обобщен геометрический орнамент, самоценной выразительностью художественной формы наделено искусство изображения Божественного слова - каллиграфия.
Живой, подвижный и неоднородный характер мусульманской религии определил развитие различных видов искусства и наук. Так последователи ортодоксального течения в исламе - сунниты, требуя неукоснительного соблюдения запрета на изображение человека и животных развивали поэзию и философию. Шииты, обходя этот запрет на основании того, что он содержится в преданиях (хадисах), а не в Коране, создали школу своеобразной живописи и книжной миниатюры и соединили традиции персидского, эллинистического и коптского (египетских христиан) искусства. При этом сюжетные мотивы отвергались, а орнаментальные - перерабатывались.
Эти нейтральные орнаментальные формы позволили объединить художественные и эстетические традиции разных народов, принявших ислам.
Наряду с каллиграфией наиболее выразительным и почитаемым с религиозной точки зрения является традиционный облик мечети.
Мечеть имеет богатую архитектурную форму и декоративное убранство, т.к. она является местом воплощения Божественного слова.
Где бы ни ассимилировал ислам существовавший до него тип архитектуры - в Византии, в Персии, в Индии - дальнейшее развитие шло в направлении геометрической точности. Исламская архитектура, при всем многообразии национальных форм, всегда являет образец ясности и уравновешенности.
Индия дала миру наиболее совершенные исламские сооружения. Однако наиболее ярко дух исламской архитектуры выражен в Магрибе. В Алжире, Марокко и Андалузии она воплощает состояние кристального совершенства.
Черты кочевого менталитета можно обнаружить и в исламской архитектуре. Обычная мечеть, в форме обширного молитвенного дома с горизонтально вытянутой кровлей подпираемой пальмовой рощей колонн, напоминает о кочевой жизни.
Мавзолей с куполом и квадратным основанием выразительностью своей формы также согласуется с кочевым духом. Он символизирует союз Неба и земли: прямоугольное основание соответствует земле, а сферический купол - Небу. Между ними помещен восьмиугольный барабан. Столь совершенная и четкая форма этого сооружения господствует над ширью огромного пустынного ландшафта.
Геометрический гений, столь выразительный в исламском искусстве, непосредственно проистекает из характера исламского мышления, абстрактного, а не "мифологического".
Религиозная позиция ислама, осознание человеком Божественного Присутствия основано на чувстве Беспредельности; мусульманин отклоняет всякую объективацию Божественного, за исключение только того, что предстает перед ним в образе беспредельного пространства. Поэтому исламский молитвенный зал в мечете, в отличие от церкви или храма, не имеет центра, вокруг которого происходит богослужение, а лучший символ сложности Единства - это ряд правильных геометрических фигур, заключенных внутри круга, или правильных многогранников внутри сферы.
В молитвенном зале находится михраб - ниша, с висящей лампой божественного света. Она ориентированна в направлении Мекки. Это место, где имам, произносящий молитву, стоит перед рядами верующих, которые повторяют его жесты. Основная функция михраба - акустическая, ниша призвана отражать слова, направленные к ней. Благодаря тому, что михраб отражает Божественное Слово, во время молитвы он является символом Божественного Присутствия.
Внешний вид турецких мечетей характеризуется контрастом между полусферой купола и шпилями минаретов - синтезом покоя и бодрствования, покорности и активного, бдительного внимания.
Купол мечети символизирует Мировой Дух, поддерживающий его восьмиугольный барабан - восемь ангелов, поддерживающих божественный трон.
Кубическая часть здания представляет космос, с четырьмя угловыми опорами, символизирующими принципы и невидимого, и материального мира. В целом здание символизирует равновесие, отражение Божественного единства в космическом порядке.
Стены некоторых мечетей, покрытые глазурованной керамической мозаикой или плетением изящных арабесок, напоминают о символике покрова, за которым скрывается Бог (согласно Корану, Бог находится за 70 000 покровами света и тьмы).
Обычно при мечети имеется двор с фонтаном, где правоверные могут произвести омовение перед совершением своих молитв. Двор с фонтаном посредине, а также сад при мечети, орошаемый четырьмя ручьями, берущими начало из его центра - все это сотворено наподобие Рая, ибо Коран повествует о садах блаженства, где струятся водные источники и обитают небесные девы.
Исламский жилой дом уподобляется внутреннему миру, сокровенной сущности. Дом обнесен стенами с четырех сторон, имеет внутренний двор или сад, украшенный источником или фонтаном. Квадратная форма дома соответствует исламскому закону брака, который позволяет мужчине жениться на четырех женщинах, при условии, что он будет в равной степени благоприятствовать каждой из них.
Исламский дом полностью закрыт от внешнего мира - семейная жизнь удалена от жизни общественной, она обращена только вверх, к небу, которое отражается внизу - в водном источнике двора.
Мусульманские мастера утверждают, что искусство заключается в стилизации предметов, соответствующей в некотором смысле их природе, ибо в природе заложена подлинная красота, так как она происходит от Бога. Искусство - это не более чем способ облагораживания материала.
Этот принцип почитается в прикладных искусствах, например, в искусстве ковроделия, столь типичном для исламского мира. Техника плетения ковров идет, вероятно, от кочевого образа жизни. Ковер является неотъемлемым предметом обстановки кочевника, и именно ковры такого происхождения отличает наиболее совершенная и наиболее самобытная работа.
Искусство кочевых ковроделов предпочитает повторение энергично обозначенных геометрических форм, а также внезапных контрастных чередований значительной симметрии. Таким образом мусульманин выражал свое понимание хрупкости мира, лаконичность мысли и действия, чувство ритма, свойственные кочевнику.
Ковры городского происхождения зачастую выявляют некоторую искусственную изысканность, которая лишает формы и краски их непосредственной энергии и ритма.
Духовный стиль ислама выражается и в искусстве одежды, особенно мужском костюме. Он соединяет в себе черты священнического и монашеского платья, скрывающие личностный аспект человеческого тела и подчеркивающие его "богоподобные" качества, с элементами, утверждающими мужское достоинство.
Монашеский характер исламского платья утверждается его простотой и строгим запретом золотых орнаментов и шелка. Только женщины могут носить золото и шелк, но не публично, а внутри дома.
Костюм мусульманина - это тюрбан, являющийся признаком жреческого сана наряду с белым цветом одежды; плащ с широкими складками и хаик, окутывающий голову и плечи. Весь костюм состоит из свободного ниспадающих, текучих одежд, которые облегчают движение человека во время ритуальной молитвы.
Во время хаджа, совершаемого паломниками в Мекку, мусульманин носит только два куска ткани без шва, скрепленных вокруг плеч и бедер, и сандалии на ногах. Одетый таким образом, он остается незащищенным перед палящим зноем, осознавая свою нищету перед Богом.
Ислам не разделяет светскую и духовную сферу жизни, однако мусульманское искусство имеет острое религиозное содержание. Оно ненавязчиво, намеками, но настойчиво напоминает о двух вещах - о Боге и о рае, о догмате единобожия и о грядущем благоденствии, ради которого и стоит быть мусульманином. Мусульманское искусство не иллюстрирует Коран, но оно предполагает абстрактные художественные отражения его главных идей.
Мусульманское искусство украшало жизнь человека и облегчало ему ежедневные тяготы как присутствием в его жизни красоты и эстетического удовольствия, так и тем, что пропагандировало и поддерживало в его сознании и подсознании основные идеи ислама.
Организаторы выставки выражают благодарность сотрудникам библиотеки Института стран Азии и Африки за любезно предоставленные книги из ее фонда.