25 ноября 2003 г. - 9 декабря 2003 г. Выставка "автолитографий Анатолия Каплана (1902-1980)"
Анатолий Львович (Танхум бен Лейвик) Каплан (1902-1980) один из лучших графиков XX века, удивительный живописец и керамист. Родившийся в глубокой провинции А.Л. Каплан на удивление рано пристрастился к искусству. В юности он подрабатывал изготовлением вывесок и преподаванием рисования в школе. В 1922 г. смог отправиться учиться в Петроград. Окончив живописный факультет ВХУТЕИНа (Высшего художественно-технического института), Каплан для заработка занимался книжной и промышленной графикой, оформительским искусством. В 30-х гг. он познакомился с техникой литографии, увлекся и быстро овладел ее приемами. В 1944-1947 гг. создал серию литографий «Ленинград», в которой передал свое особое восприятие города, проявив себя серьезным мастером.
И все же подлинные масштабы и уникальность дарования Каплана обнаружились гораздо позднее, когда он исполнил обширную серию цветных литографий по мотивам повести Шолом-Алейхема«Заколдованный портной» (1953-1963). Здесь в крупноформатных листах художник соединил задушевные впечатления детства и юности с мотивами еврейского традиционного народного искусства. Он поразил зрителей декоративным богатством и трогательным смешением лирики, юмора, наивности и мудрости. Серия стала переломной в его творчестве.
В течение полутора-двух десятилетий непрерырвной и вдохновенной работы Капланом создано огромное количество литографий, объединенных в большие серии, включающие до ста и более листов. Все они были mпосвящены темам, почерпнутым из еврейской литературы чаще всего из произведений Шолом-Алейхема («Тевье-молочник», 1957-1961; «Песнь песней», 1962; «Стемпеню», 1963-67) и из народной литературы (сказка «Козочка», 1957-1961;
«Еврейские народные песни», 1958-1960).
В этих произведениях Каплан использовал декоративное решение, счастливо найденное им в «Заколдованном портном», но не пренебрегал и чисто изобразительными решениями. Каплан обладал незаурядным талантом читателя, благодаря чему «живописные», воздушные литографии по мотивам произведений
Шолом-Алейхема настолько же противоположны его суровым, будто вытесанным из камня, литографиям, посвященным «Фишке Хромому» Менделе Мойхер-Сфорима, насколько противоположны духовные миры этих писателей.
В последние годы жизни Каплан расширил круг излюбленных тем и технических средств. Он успешно использовал темперу и гуашь в цикле композиций на темы песен Д.Д. Шостаковича «Из еврейской народной поэзии» (1963), а также в великолепных натюрмортах (1964-1965). Затем обратился к керамике и там проявил себя незаурядным художником, создав ряд произведений по мотивам своей графики в технике шамот, расписанный глазурями. В керамике была исполнена и последняя его работа – цикл по мотивам «Мертвых душ» Н.В. Гоголя.
О творчестве и уникальности его мастерства написано немало. Между тем, А.Л. Каплан – не только большой художник. Он, прежде всего, художник национальный: фигура Каплана была и остается знаковой для нескольких поколений российских, особенно петербургских, евреев. Еврейская тема в творчестве Каплана только усиливает общечеловеческое звучание его работ.
Анатолий Львович Каплан не был обделен ни прижизненной, ни посмертной славой. Лучшие музеи мира считали за честь приобрести его работы, книги и выставки сделали его имя широко известным. По словам искусствоведа Валерия Дымшица: «…даже неласковая к евреям советская власть, «закрывая» его литографиями «еврейскую тему», проявила несвойственный ей хороший вкус. Делала она это по проверенному методу: как советским евреям был выдан один писатель – Шолом-Алейхем, так они получили и одного художника – Каплана. Глухая стена – не столько гонений, сколько молчанья – была пробита великим талантом и великим трудом художника”.
Экспозиция составлена из автолитографий Анатолия Каплана, любезно предоставленных Домом еврейской книги. В основу выставки легли листы из альбома, изданного в 1961 году в ленинградском издательстве «Художник РСФСР» тиражом 125 нумерованных экземпляров.
Выставка проводится в рамках Международной конференции Третьи Михоэловские чтения.