Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"

Афиша на месяц







ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ИСПОЛЬЗУЙТЕ QR-КОД

ИЛИ ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ



Сервис подачи электронного обращения





В электронном каталоге На сайте

Тень высочайшего платья

Современный кинематограф с его крупным планом и возможностями сложных постановок востребовал исторический костюм как непременное условие не только достоверности персонажа, но и подчёркнутой художественности фильма.

Понятие “вещь” весьма сложное, имеющее философский аспект. Оно не только включает назначение вещи, историю её создания и технологию, но и является ретранслятором эпохи. Несмотря на видимую хрупкость, вещь может существовать веками. Но ни поэмы, ни живописные полотна, ни научные труды не в состоянии передать осязательную, а подчас и обонятельную особенность старинной вещи. Это очень важно, когда речь идёт о вещах (костюме и его аксессуарах), принадлежавших великим историческим личностям. Их имена стали кумирами для последующих поколений, вот почему всё, что с ними связано, так волнует и интересует.

21 августа 1745 года состоялось венчание Великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II) с Великим князем Петром Фёдоровичем. Юная невеста в трепетном свете множества свечей прошла к алтарю, поражая присутствующих серебряным платьем из глазета. Ткань эту ткали из расплющенных проволочек – нитей чистого серебра, основой был шёлк, который и создавал на сгибах таинственный блеск. Рукава завершали манжеты из рядов игольного французского кружева алансон.

Много лет спустя Пушкин напишет о Екатерине Великой: “Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали”.

Современный театр, кинематограф, а подчас и музеи испытывают потребность в высококачественных копиях старинных костюмов, хотя такая подмена не всегда возможна. В мире только отдельные мастера могут изготовить высококачественную “состаренную” фактуру костюма, а без неё исчезает дух эпохи, образ лишается той соединённости с содержанием, при которой только и возникает искусство.

Преодолеть приблизительное сходство и сотворить “настоящую” вещь любого исторического периода и стиля могут только образованные и одержимые своей профессией художники. В их работе всегда есть элемент “алхимии”: преобразование одних тканей в другие, алюминиевого порошка в серебро, картона, клея и кусочков машинного гипюра - в драгоценную вышивку. Это великое “притворство” волшебным образом оказывается “стариной” даже при самом близком рассматривании.

Когда студенты отделения “Художник-технолог по костюму” постановочного факультета при МХАТе им. А.П. Чехова разложили на раскройном столе серебрящуюся ткань, какой-то странный ветерок зашелестел листами выкроек, заскрипели полы полуразрушенного особняка, спрятавшегося в глубине двора на Большой Дмитровке. Словно чья-то тень и даже лёгкий аромат сладких духов скользнули и исчезли незамеченные молодыми людьми и их преподавателями. Эту группу возглавила опытнейший художник-технолог из Малого театра Лидия Варламова. Предстояла долгая, изнурительная ручная работа. Началось воссоздание венчального платья Екатерины II.

Изначальный замысел повторения подвенечного платья Екатерины Великой принадлежал одному единственному Мастеру, который своей личностью объединяет единомышленников, излучает творческую энергию, раздаёт свои знания, жизненный и профессиональный опыт, служит примером для подражания. Для художников-технологов, связавших себя с созданием костюма, этим человеком стала народный художник России, профессор Элеонора Петровна Маклакова. Ей принадлежит инициатива организации такого отделения при Школе-студии МХАТ, где бы рождались не художники по костюму, а художники-технологи, умеющие своими руками создать костюм из самого отдалённого прошлого и изысканную вещь второй половины ХХ века. Сплавить обширные гуманитарные знания с умением ремесленника и художника. Стараниями Мастера и многих других одарённых и самоотверженных преподавателей, костюмы, сохранившиеся лишь на парадных портретах, оживали, символизируя неразрывную традицию искусства высокого шитья, глубокое понимание разнообразия художественных стилей, давних и близких времён.

Необходимость в такой копии была очевидна, так как в этой работе обостряются все чувства художника, выявляются его возможности. Сам процесс воссоздания ткани напоминает стародавнюю мануфактуру до изобретения машин для шитья, вышивки, кружева. Но это не буквальное ремесло вышивальщицы, кружевницы, портного. Это “обманки”, мистификация. Тайны профессии.

Ко всему прочему, оказалось, что платье императрицы можно выставить на “Театральном квадриеналле” в Праге, поразить зрителей сходством с оригиналом, хранящемся в Оружейной палате. Стало очевидно, что такое творение не может иметь столь краткую выставочную жизнь. И тогда решили, что один из залов дворца в Музее-заповеднике “Царицыно” самой судьбой предназначен для этого серебристого сокровища, в нём может быть подтверждено единство архитектуры и вещи, принадлежащих одной эпохе.

Марина Колева

К сожалению, экспозиция платья в зале музея стала не столь долговременной, как этого бы хотелось. Не случайно, что эстафету экспонирования приняла Российская государственная библиотека по искусству. Именно здесь студенты Э.П. Маклаковой изучают гравюрный и книжный фонды, знакомятся с чертежами кроя одежды различных эпох, копируют изображения орнаментов тканей, кружев ювелирных изделий и аксессуаров. Консультанты из иконографического отдела библиотеки помогают студентам находить самые необходимые, а подчас и очень редкие материалы.

Организаторы выставки стремились представить материалы, использованные авторами этой великолепной копии платья, а также эскизы, созданные в процессе его подготовки.

Выражаем сердечную признательность: Э.П. Маклаковой, М.С. Колевой и Э.В. Герц за действенную помощь в организации выставки. Еще нам хотелось, чтобы посетители экспозиции запомнили имена молодых талантливых художников-технологов по костюму: Востриковой Ирины, Гордиенко Анны, Мартьяновой Майи, Муратовой Екатерины, Федоровой Наталии, Образцовой Анастасии, Шенталинской Анастасии, Чепелевой Елены и Купцова Владимира.