Выставка "Есть ли национальность у кукол?" (10 - 30 ноября 2005 г.)
Выставка кукол в РГБИ
В “Голубом зале” Российской государственной библиотеки по искусству открылась выставка “Есть ли национальность у кукол?”. Экспозиция организована в рамках конференции – “Четвёртые Международные Михоэлсовские чтения”. Сегодняшняя тема продолжила проблематику
конференции 2003 года: “Национальный театр в контексте многонациональной культуры: архивы, библиотеки, информация”. Отсюда и задача выставки – через разнообразие кукол, выражающих в своём облике самобытность и характерные черты создающих их народов, показать богатство культурных традиций, выраженное в одежде, причёске, украшениях, типах лиц. Выставку составили книги из фондов РГБИ, экспонаты из московских музеев, частных коллекций, а также работы студентов Российского заочного института текстильной и лёгкой промышленности.
В традиционном представлении современного человека слово “кукла” ассоциируется прежде всего с детской игрой. Для ребёнка она – модель и отражение окружающего мира. Но так было не всегда.
Экспозиция Российской государственной библиотеки по искусству (РГБИ) прежде всего рассказывает об истории куклы, которая насчитывает многие тысячелетия. Самые первые куклы создавались совсем не для игры. Они были тесно связаны с обрядами, выражающими основы мировоззрения древних людей – это были кумиры, идолы, истуканы, боги в виде человеческих фигур. Позже куклы-чучела стали приноситься в жертву богам вместо человека. В то же время куклы служили оберегами, талисманами от несчастий, болезней. Такие куклы существовали у всех народов.
Экскурсия по выставке. Школьники знакомятся с традиционными русскими куклами. |
Выставку открывают стенды с реконструированными русскими обрядовыми куклами (автор – Ж. Шварц, сотрудница РГБИ). Все они без лица: у славян считалось, что если кукла будет походить на человека, в неё вселится злой дух. У каждой куклы – своё имя: “столбушки”, “неразлучники”, “мировое дерево”, “покосница”, “пеленашка”, “кострома” и т.д. Эти куклы как бы брали на себя злые силы, а человеку дарили покой, здоровье, благополучие. |
Например, куклу “пеленашку” мастерили без иголки и ножниц перед появлением в семье ребёнка. В неё вкладывалась материнская любовь и забота, оберегавшие младенца. Игрушку помещали в пустую колыбельку – обжить, обогреть. Когда малыш рождался, куколку укладывали рядом с ним, приговаривая: “Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой”. Делались обереги не только из тряпок, но и из глины, дерева, кости, соломы, ниток.
Редкие экспонаты выставки – деревянные куклы из Сергиева Посада, созданные более ста лет тому назад, - “Ведучка” (баба с ребёнком) и “Крестьянин” из Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Сергиев Посад долгое время был центром игрушечного промысла России. Там ещё в XIV веке монахи вырезали из дерева фигурки, расписывали их и дарили богомольцам. С XIX века производство этих фигурок в Сергиевом Посаде стало промышленным. Кукол одевали в платьица из бумаги, из дешёвого ситца. Там и по сей день производят игрушки, а так же находится единственный в России Институт игрушки, где конструируют её новые виды.
Авторские куклы предоставил для выставки Московский музей кукол “Кукольный дом”.
Ивойлова О. Шаман |
Одна из них изображает шамана из Восточной Сибири. Его костюм полностью соответствует подлинному шаманскому одеянию: с этнографической точностью воспроизведены подвески, хвостики, амулеты и пр. символические атрибуты. Другая кукла – перчаточная, известный всем Петрушка - популярный персонаж русских ярмарок. В Россию он пришёл из Италии, где появился в 16 веке и назывался “Пульчинелла”. Его имя означает “петушок”, на которого он похож своим крючковатым носом и заносчивым видом. Кукла перекочевала во многие страны Европы, где получила новые имена, но сохранила необычную внешность и неугомонный характер. Во Франции она называлась Полишинель, в Англии – Панч, в Германии – Касперле. |
Уникальный экспонат выставки – три куклы, принадлежавшие Киевскому еврейскому кукольному театру. Этот театр в 40-е годы прошлого столетия перестал существовать, остались только эти куклы – Провизор, Гость и Гостья на свадьбе. Они хранятся в музее Театра кукол им. С.В. Образцова. Наталия Андреевна Кострова, главный хранитель музея, подобрала для выставки более 30 театральных кукол в национальных костюмах, изготовленных в разных странах – во Франции, Вьетнаме, в Японии, Китае, Индии, Монголии, Мексике, Татарстане, Беларуси, США и др.
Куклы-актёры тоже имеют очень древних предков. Первые упоминания о кукольном театре связаны с празднествами, посвящёнными богам природы и плодородия в Египте – Осирису и Исиде. Во время этих представлений, проходивших примерно за 1600 лет до н. э., большие куклы, изображающие людей и управляемые актёрами-кукловодами, рассказывали о жизни богов. В Древней Греции во время религиозных представлений огромные куклы двигались с помощью пара и приводных ремней. В Древнем Китае их приводили в движение с помощью пороховых взрывов. Во Вьетнаме существовал театр плавучих кукол. В Древней Греции зародился переносной кукольный театр, который позднее назвали “вифлеемским ящиком”. Этот ящик без передней стенки, в виде 2-хэтажного дома, символизировал мироздание: на верхнем его этаже жили боги, на нижнем – люди. В прорези на дне ящика кукловоды вставляли кукол на стержнях и двигали их вдоль прорезей. С утверждением христианства появились и спектакли о рождении Христа и царе Ироде. |
На открытии выставки Н. Кострова демонстрирует куклу “Китаянка” |
Одни из самых древних кукол - марионетки. Они существовали ещё в Древнем Египте. Это были небольшие статуэтки из слоновой кости с подвижными руками. Ими управляли, дергая за ниточки. В Древней Греции марионетки были весьма почитаемы, так как считалось, что боги сначала создали кукол на верёвочках, а потом уже по их образу – человека. В Древнем Риме они принимали участие в религиозных шествиях. В средние века в католических храмах Италии и Испании наряду со скульптурой встречаются куклы, изображающие Деву Марию, Младенца и апостолов. Во время религиозных процессий фигура Девы Марии плыла над толпой, поднимала руку, благословляя верующих. Фигуру Богоматери называли “Марион”, отсюда и пошло слово “марионетка”.
На выставке марионетки представлены музеем Театра кукол им С.В. Образцова. Одна из них - американский ковбой – подарок театра Билла и Коры Бэрд. Артисты приезжали с гастролями в Москву, и после спектакля Билл собственноручно “ввёл” эту куклу в музей. Напротив ковбоя расположились “мексиканцы”, небольшие карикатурные марионетки, - клоун, музыканты, старик и девушка со скалкой, рядом с ними - авторская кукла-марионетка, знойная мексиканская красавица-индеанка. В Мексике куклы яркие, пёстро наряженные – непременные участники многочисленных праздников, всегда шумных и жизнерадостных.
Полная противоположность сочным “мексиканцам” – сдержанные японские “кокэси”, экспонирующиеся в двух витринах. Эти традиционные японские куклы родились в глубокой древности на о. Хонсю. Круглая головка “кокэси” сидит на цилиндрическом деревянном туловище и может поворачиваться. Каждая “кокэси” красиво разрисована: тонкой кисточкой написано лицо, на цилиндре-фигурке изображено кимоно с узорами из листьев и цветов или даже целые пейзажи.
“Хугетсу” и кокэси. |
Посетители выставки замечали, что японские “кокэси” напоминают по форме русских матрёшек. Но именно матрёшка, которую мы привыкли считать исконно русской игрушкой, пришла в Россию из Японии в самом конце XIX века. Русский художник С. Малютин увидел традиционную японскую игрушку – деревянного Фукуруму (божество счастья и долголетия), который содержал в себе целое семейство вставленных одна в другую фигурок божков, и набросал на бумаге русский вариант. Токарь из мастерских Саввы Мамонтова выточил для него форму, и Малютин сам расписал её. Получилась русская крестьянка, в сарафане и платочке. Она держала петуха, а внутри неё устроились дочки – всего 8 фигур в |
скромной деревенской одежде с милыми, живыми лицами. “Настоящая Матрёна!” - воскликнул кто-то, увидев куклу. И назвали её матрёшкой. Матрёшку пробовали освоить и в других странах, одевая в национальные одежды, однако знаменита на весь мир именно русская матрёшка.
На выставке привлекала внимание необычная “матрёшка-ходилка” – старинная работа сергиево-посадских мастеров. С подвижными руками и ногами, обутыми в лапти, такая матрёшка сама, без всякой помощи может ходить по наклонной плоскости.
Среди японских кукол выделяется “хугетсу” – кукла для любования. Традиция любования – одна из удивительных традиций японцев. Зимой они любуются снегом, весной – цветами, осенью – луной. Для постижения красоты существуют даже особые дни. Один из объектов любования – куклы, которые в Японии – настоящие произведения искусства, предмет роскоши и одна из самых дорогих реликвий, передающихся по наследству в семье.
Кукол восточного театра теней можно было увидеть на иллюстрациях в книгах. Театр теней возник и распространился на Востоке благодаря ритуалам поклонения умершим предкам. Он появился сначала в Индонезии, а затем в Индии и Турции. Индонезийцы верили, что души предков помогают живущим и делали специальных кукол, чтобы души могли в них вселиться. Плоских кукол мастерили из кожи в виде жутковатых призраков, поскольку души представлялись индонезийцами в образе теней. Таких кукол помещали между источником света и экраном, за которым находилась публика. Тени кукол и разыгрывали действие.
В Турции же театр теней к XVI веку потерял своё первоначальное значение и превратился в комедийный театр. Основной его персонаж Карагёз (Чёрный глаз) – весельчак, балагур и озорник, вроде Петрушки.
Миниатюрные европейские сувенирные куклы расположились в одной из витрин на фоне книг, рассказывающих об истории кукол в Англии, Франции, Германии. Здесь - английский король Генрих VIII, прообраз Синей бороды. Рядом – страж Тауэра “йомен”. Тут же – испанская танцовщица, маленькая эльзаска, француженка в розовом платье. Немецкие “щелкуны” расположились рядом с русскими солдатиками.
Множество кукол представили студенты Российского заочного института текстильной и лёгкой промышленности (руководители – И. Савельева, А. Упине). Они смастерили кукол, изображающие представителей народов России. С особой точностью воспроизведены особенности национальных костюмов. Выделяются фигуры казахов, одежды которых сшиты из тех же материалов, что и настоящие одежды людей.
Эта выставка веселая и одновременно поучительная. Канва экспозиции – путешествие в детство человечества, в разные эпохи и страны. У каждой куклы – своя история и сотрудники библиотеки увлекательно рассказывают о ней посетителям выставки – взрослым и детям.
Экскурсия по выставке. Экскурсия по выставке.
Школьники знакомятся с куклами Мексики.