C 1 марта 2007 г. по 23 марта 2007г. - выставка "Богородица Дево, радуйся!": православная иконография Божьей Матери"
Почитание икон для России - одна из фундаментальных основ традиционной культуры, одна из составляющих русского самосознания.
Прежде Святая Русь именовалась Домом Пречистой Богородицы. Старинные народные песни, духовные стихи и предания сохранили отзвук этой благоговейной любви, ею был наполнен весь повседневный быт русского человека.
Русь приняла почитание Богоматери из Византии, где еще в четвертом веке император Константин вверил Ее заступничеству свою столицу – Константинополь и построил в Ее честь три храма. По церковному преданию первым изобразил образ Божией Матери святой евангелист Лука. В византийской иконографии разработаны главные типы и композиции иконописного изображения Богородицы. Греческими же изографами были найдены и доведены до совершенства композиции икон Богородничных праздников, подробно разработана образная богословская символика.
Неудивительно, что поначалу иконы, написанные древнерусскими изографами, были в лучшем случае хорошими копиями греческих образцов. Но по мере того, как христианство овладевало внутренним миром наших прадедов, русское церковное искусство приобретало все более яркие черты самостоятельности и оригинальности, сохраняя при этом верность канонам православного творчества.
Древнее изображение на иконе жило не больше ста лет, т.к. слой олифы темнел, покрывался сажей от свечей. Тогда его подновляли – по еле видному рисунку наносили новый, часто невыразительный. И все же именно многочисленные слои разновременной живописи помогли сохраниться
старому стилю. В 20 столетии, когда процесс реставрации достиг высокого уровня, стало возможным «открыть» древнюю живопись: из-под старой, вздувшейся олифы неожиданно стали проступать яркие, чистые краски.
Русская церковная живопись предстала перед миром как уникальное явление, имеющее огромное художественное значение.
Иконописец, «избранная душа», не стремился к простому копированию раз и навсегда данных образцов. При помощи тщательно выверенных средств он старался зримо передать ежечасное присутствие и деятельное участие Божией Матери в жизни каждого русского человека.
Великий Феофан прибыл на Русь во второй половине IV века. Греческий мастер не оставил после себя ни последователей, ни иконописной школы, однако именно он познакомил русских с высочайшими достижениями византийской культуры.
Живопись Феофана – это философская концепция в красках, притом концепция достаточно суровая. Суть ее составляет
идея глобальной греховности человека перед Богом, в результате которой человек оказался почти безнадежно удаленным от Бога, и может только со страхом и ужасом ожидать прихода своего бескомпромиссного и безжалостного Судьи.
Но под влиянием творчества Андрея Рублева и Прохора из Городца живописная манера Феофана Грека изменяется. Его святые утрачивают прежнюю византийскую суровость, в них появляется больше человечности и доброты.
Инок Андроникова монастыря Андрей Рублев (XIV-XV
вв.) в своем творчестве выразил народный оптимизм, запечатлел время, когда уже началось падение монгольского ига и народ жил предощущением радости освобождения. В иконах и росписях Андрея Рублева наметился отход от византийской традиции и зарождение традиции чисто русской, для которой характерен не ужас перед Страшным судом, а надежда на переход из земной жизни в жизнь вечную и упование на милосердие Иисуса Христа. Рублев был не только гениальным иконописцем, но и святым - его иконы отмечены невиданной глубиной богопознания.
Знаменитым иконописцем Руси считается также Дионисий (XV в.). Он нашел свой путь в иконописи. Иконы и росписи Дионисия выделяются необыкновенно светлым и радостным настроением. В его работах – впервые в древнерусском искусстве - получили самостоятельное звучание чистые и нежные краски с преобладанием зеленоватого, золотистого и белого цветов. Еще при жизни
Дионисий стал олицетворением лучших традиций московской школы иконописи.
Выдающийся художник-иконописец XVII в. Симон Ушаков оказал огромное влияние на современную ему школу русской иконописи. Он возродил приходившую в упадок иконопись, соединив в своем творчестве традиционный русский стиль с элементами западно-европейского церковного искусства.
Если Византия дала миру богословие в текстах, то богословие в образах дано было Россией. Богородица символизирует
всю Церковь Христову. В лице Девы Марии, ласкающей Младенца, отражена вся полнота любви между Богом и человеком.
На русских иконах Богоматерь всегда изображается в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако она всегда исполнена душевной ясности, мудрости и большой духовной силы. Богородица может торжественно «являть» Младенца миру, может нежно прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его – Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенность – вот главные черты Богородицы в русских иконах.
Мафорий Богоматери (покрывало, окутывающее голову и плечи замужней женщины) обыкновенно пишется красным (символ страданий, земного и царского происхождения). На Ее челе и плечах обыкновенно изображаются три золотые звезды в знак того, что Она до Рождества, в Рождестве и после Рождества пребыла Девой. Кроме того, три звезды – символ Святой Троицы. Нижние одежды Богородицы обыкновенно пишутся голубыми красками (знак небесной чистоты совершеннейшей из людей). Поручи (нарукавники) – деталь облачения священников, на иконах – символ сослужения Божией Матери (а в Ее лице – всей Церкви) – Первосвященнику Христу.
Иконы разнятся по иконографии – т.е. по системе изображения Богородицы и Младенца. Богоматерь может быть одна или с Младенцем, иконы передают события Ее земной жизни или Ее явления святым угодникам. По-разному располагаются и фигуры Богоматери и Младенца. По композиции определяются пять типов изображений Божией Матери. «Молящаяся» («Оранта», «Панагия») – из икон этого типа наиболее известны «Знамение»-Новгородская, «Знамение»-Царскосельская, «Неупиваемая чаша». «Путеводительница» («Одигитрия») – самые прославленные - Смоленская, Тихвинская, Иверская. «Умиление» («Елеуса») – Владимирская, Феодоровская, Донская, «Взыскание погибших», Почаевская иконы. «Всемилостивая» («Панахранта») – «Державная» и «Всецарица».«Заступница» («Агиосортисса» - Боголюбская и Коневская. Деление это весьма условно и принято для удобства обозначения. Но каждый из этих типов представляет нам какой-то аспект Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории спасения человечества.
Особенное значение в развитии церковной иконографии в России имели чудотворные иконы. Прославленные самыми разными чудесами и знамениями, они снискали глубокую народную любовь во времена войн, вражеских нашествий, эпидемий и других тяжелых периодов истории. Эти иконы являются защитницами и хранительницами Земли Русской.
Вплоть до XVI века иконопись на Руси развивалась в русле художественных традиций церковного православного искусства.
С конца XVII века, а особенно с началом петровского периода (XVIII в.), происходит трансформация художественного языка иконы. Молитвенный, «поклонный» образ под влиянием западноевропейского искусства начинает все более напоминать «парсуну» - светский портрет. Старинные образы художники записывают живописью в новой
манере.
Только XX век снова пробудил интерес к почти забытому искусству старинной иконописи. Видные богословы и философы: С.
Булгаков, П. Флоренский, кн. Е. Трубецкой, искусствоведы и историки обращаются к православным святыням прошлого, стараясь найти в них ответ на грозные вопросы, поставленные временем.
В советский период радость встречи с истинной красотой православного церковного творчества сменилась длительным периодом тщательного искусствоведческого анализа, научного изучения истории древнерусского искусства. Именно в это время определилась тенденция видеть в иконе в лучшем случае художественный шедевр, а чаще – престижный, модный предмет. Искусствоведческий подход, произвольно отделявший эстетические достоинства иконы от ее внутреннего смысла, чрезвычайно обеднил иконографию Божией Матери.
В то же время сохранить русскую икону от забвения и уничтожения помогли опыт и деятельность реставраторов и сотрудников музеев. Распространению знаний об искусстве Древней Руси способствовали труды крупных ученых И. Грабаря, М. Алпатова, В. Лазарева. На профессиональный уровень иконопись уже в 50-е гг. была поднята монахиней Иулианией (М. Соколовой), ее ученицами, а несколько позднее другими церковными художниками.
Требуется большой духовный труд, чтобы превратить икону из музейного экспоната в то, чем она всегда была – молельным Образом Неба на земле, источником благодатной просвещающей силы. Только тогда мы сможем увидеть одновременно и духовную красоту православной русской иконы, и ее истинную эстетическую
ценность.
Над этой задачей сегодня работают многие иконописцы и среди них члены секции иконографии Творческого союза художников России, чье творчество представлено на нашей выставке.
В экспозиции демонстрируются книги и альбомы из фондов РГБИ, а также иконы из частных коллекций.
Благодарим всех, кто принял участие в создании этой выставки.