Дата: 25.04.2016
21 апреля главный библиограф РГБИ Ирина Титунова провела лекцию-обзор «Гамлет 21 века на экране», приуроченную к 400-летию со дня смерти У. Шекспира. Основная часть лекции-обзора была посвящена экранизациям «Гамлета», появившихся в ХХI веке – «Гамлет. XXI век» (режиссер Юрий Кара, в заглавной роли Гела Месхи, Россия, 2009), «Гамлет» (режиссер Майкл Алмерейда, в заглавной роли Итан Хоук, США, 2000) и «Гамлет» (режиссер и исполнитель главной роли Кэмпбелл Скотт, 2000).
«Гамлет» является одним из самых экранизируемых произведений мировой литературы, на сегодняшний день насчитывается более 50 экранизаций в кино и на телевидении. Критики единодушно отмечают монтажное строение и «кинематографичность» знаменитой пьесы Шекспира. История экранизаций «Гамлета» началась в 1900 году, когда французский режиссер Клеман Морис снял трехминутный фрагмент «Дуэль Гамлета» в Сарой Бернар в главной роли. С тех пор многие знаменитые актеры блистали в роли принца Гамлета не только на сцене, но и на экране.
В первой части лекции был проведен обзор изданий из фонда РГБИ, посвященных экранизациям произведений У. Шекспира, и, в частности «Гамлета». Во второй части лекции был дан обзор экранизаций «Гамлета» ХХ века, сопровождавшийся демонстрацией слайд-фильма. «Только в немом кинематографе количество экранизаций составляло около 20. Самыми значительными экранизациями «Гамлета» признаны фильмы Лоренса Оливье 1948 г. (в главной роли Лоренс Оливье), Григория Козинцева 1964 г. (в главной роли Иннокентий Смоктуновский), Тони Ричардсона 1969 года (в главной роли Никол Уильямсон), Франко Дзеффирелли 1990 г. (в главной роли Мэл Гибсон) и фильм Кеннета Браны 1996 года (в главной роли Кеннет Брана).
В третьей части лекции были подробно представлены современные экранизации «Гамлета». Рассказ сопровождался показом фрагментов фильмов.
В целом все экранизации ХХI века, несмотря на перенос времени, представляют достаточно традиционную трактовку образа Гамлета – героя, пытающегося в мире, полном несправедливости, предательства и боли, прожить жизнь честно, в соответствии с морально-нравственными нормами, и делающего на своем пути множество ошибок. Это все тот же классический герой, с которым может себя соотнести зритель.
Знаменитая пьеса Шекспира показала, что она может оставаться современной и актуальной как в театре, так и в кино.
Слушатели с интересом встретили лекцию, многие заявили о своем желании посмотреть представленные фильмы.