Дата: 02.03.2016
В Российской государственной библиотеке искусств считают, что первый шаг кинематографистов в работе над художественным фильмом происходит в стенах их заведения. Поэтому новую выставку так и назвали - «Кино начинается в библиотеке». Одной из первых уникальную экспозицию, открытую в рамках Года кино, оценили «Новости культуры».
Библиотека начинается с лестницы, здесь и первые экспонаты выставки - афиши кинофильмов, в создание которых внесли свой вклад сотрудники библиотеки. Сами киношники эту совместную работу часто называют соавторством. РГБИ – одновременно библиотека, музей и творческая лаборатория.
«Отличие заключается в том, что уникальные по насыщенности, по богатству традиционные фонды – книжные, журнальные, документальные, архивы, открытки, фотографии, художественные фонды. Например, эскизы, театральные, гравюры. И, кроме этого, мы имеем богатые цифровые ресурсы. И все вместе это делает библиотеку незаменимым источником для подготовки кинофильмов», - убеждена директор РГБИ Ада Колганова.
Здесь разработали уникальные принципы работы с материалом. Как организовать и подобрать текстовую, изобразительную, документальную информацию, чтобы воссоздать атмосферу эпохи? Это интеллектуальное ноу-хау РГБИ. «Война и мир», «Бесприданница», «Бег», «Сталкер». Очень многие выдающиеся фильмы начались здесь.
Андрей Тарковский был читателем этой библиотеки со студенческих времен. Здесь можно увидеть его заявку 1955 года для курсового фильма. «Заявка гения», - говорят сотрудники. Не каждый уже сложившийся режиссер так точно представляет, что ему нужно для работы над фильмом.
Актер Владимир Ильин – в окружении реальных людей XIX века. В Фильме «Сибирский цирюльник» в кадре, как детали интерьера, присутствуют фотографии. Чтобы изображения получились максимально достоверными, создатели ленты обратились в библиотеку.
«Мы им предоставили фотографии из нашего фонда подлинных фотографий XIX века. Они их пересняли и после этого вставили лицо актрисы», - рассказала куратор выставки Екатерина Шумянцева.
Библиотека создана в 1922 году при Малом театре. Тогда было необходимо поднять культурный уровень посетителей драматических курсов. Люди театра соединили свои домашние собрания – так возник уникальный фонд. Тут знают, какими были мебель, костюмы, этикет, лица и сам дух разных эпох.