Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"

Афиша на месяц







ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ИСПОЛЬЗУЙТЕ QR-КОД

ИЛИ ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ



Сервис подачи электронного обращения





В электронном каталоге На сайте

С 29 декабря 2015 года по 14 апреля 2016 в РГБИ проходила выставка «В гостях у «Спящей красавицы»»

Дата: 30.12.2015

В январе и феврале 2016 г. все посетители читальных залов РГБИ имеют редкую возможность увидеть выставку редких фотографий  «В гостях у «Спящей красавицы»», подготовленную нашими коллегами из Санкт-Петербурга. Экспозиция входит в цикл «Сокровища специальных библиотек».

Санкт-Петербургская государственная театральная библиотека — одно из старейших книгохранилищ России. Датой ее основания считается 30 августа 1756 года. Именно в этот день был издан Указ Императрицы Елизаветы Петровны об учреждении первого профессионального русского театра.

Премьера балета «Спящая красавица» состоялась на сцене Мариинского театра 3 января 1890 года. Со дня премьеры минуло более 125 лет. Сегодня без «Спящей Красавицы» невозможно представить историю русского балета.

Вдохновителем создания балета был директор Императорских театров Иван Александрович Всеволожский. Им овладело желание создать пышный спектакль в стиле балетов при дворе Людовика XIV с кадрилью из очень популярных тогда в России сказок Ш. Перро в дивертисменте последнего акта. Всеволожский принял участие в постановке как либреттист и художник по костюмам.

Главной его заслугой было объединение в работе над балетом двух гениальных современников – композитора Петра Ильича Чайковского и балетмейстера Мариуса Петипа.

Ситуация была не простая: после провала «Лебединого озера» в Большом театре в 1877 году Чайковский решил больше не писать музыку к балетам; а Мариусу Петипа было уже 72 года, и в Дирекции Императорских театров его начали обвинять в творческом бессилии. Несмотря на это, Иван Александрович не сомневался в выдающихся способностях хореографа и надеялся уговорить Чайковского.

Свое литературное либретто Всеволожский передал Мариусу Ивановичу, который составил подробнейший хореографический план балета, еще не имевшего музыкальной основы. После этого Всеволожский начал уговаривать Чайковского. Сюжет нового балета восхитил композитора, и  он дал согласие. Время от времени директор Всеволожский собирал Чайковского и Петипа у себя в кабинете. Петипа слушал музыку, делал поправки. Чайковский всегда соглашался с ними. Например, Петипа, просил: "Вот этот номер писать не надо, потому что я должен сначала договориться с балериной. Может ли она станцевать столько музыки". Параллельно Всеволожский показывал Чайковскому и Петипа макеты и эскизы, которые делали художники по его собственным рисункам.

В распоряжении Всеволожского были огромные постановочные и производственные мощности, огромное хозяйство императорских театров. Все это он подчинил созданию небывалого по пышности спектакля. После успешного представления «Спящей красавицы» при дирекции Императорских театров была произведена «постановочная» съемка сцен из балета (фотомастерская располагалась в правом крыле здания Мариинского театра). Альбом этих снимков поступил в Театральную библиотеку в 1919 году в составе «Монтировочной библиотеки Императорских Театров».

Уникальные фотографии, дающие представления о той далекой премьере, впервые демонстрируются Санкт-Петербургской Театральной библиотекой в Москве. Мы надеемся, что знакомство с ними будет интересно профессионалам и любителям искусства балета.