Дата: 13.03.2015
12 марта в Музее читателя РГБИ, в преддверии XVI Всемирного Дня поэзии, состоялся авторский вечер поэта Константина Кедрова. Событие символичное, ведь впервые Всемирный День Поэзии, учрежденный ЮНЕСКО в 1999 г., отмечался в России 21 марта 2000 г. именно благодаря инициативе Кедрова, который организовал празднование в Театре на Таганке с участием руководителя театра Юрия Любимова, поэтов Андрея Вознесенского, Елены Кацюба, Алины Витухновской и Михаила Бузника, актера Валерия Золотухина. Это была важнейшая акция основанной Кедровым литературной группы «ДООС» («Добровольного общества охраны стрекоз», 1984).
Константин Кедров рассказал о замысле и создании ДООС, состав которого менялся в разные годы. «ДООС – это стрекозиная стая, которая пульсирует и трепещет. Само общество родилось раньше 1984 года, еще в Коктебеле, где мы отдыхали вместе с Еленой Кацюба». Тогда в составе исполнителей замысла также были киевский поэт Александр Чернов (в то время студент Литинститута, где преподавал Кедров) и литературовед Александр Чудаков. Новое творческое общество, еще не получившее название, не имело устава ни в первые дни существования, ни в дальнейшем, поскольку, по словам К. Кедрова, «для нас важна была внутренняя свобода». Давние друзья поэта – А. Вознесенский и Г. Сапгир – в 1999 г. вступили в ДООС, пожелав получить титулы «стрекозавров». В афише первого Всемирного Дня Поэзии было обозначено: «Андрей Вознесенский – ДООС-стрекозавр. Константин Кедров – ДООС-стихозавр. Елена Кацюба – стрекоза».
Одной из тем встречи с поэтом стали его воспоминания о двоюродном деде – известном художнике Павле Федоровиче Челищеве (1898–1957). Эмигрировав в 18 лет в Европу, он прославился как оформитель балетов дягилевской группы, среди которых «Орфей» И. Стравинского. В 1928 г. по замыслу П. Челищева был поставлен балет «Ода» на музыку Н. Набокова, двоюродного брата писателя. Музыка сопровождалась поэтическим текстом М. Ломоносова «Вечернее размышление о божием величии». В одном из балетов, как рассказал К. Кедров, Челищев создал образ ангела с крыльями, растущими из груди, и на вопрос, почему он изобразил ангела именно таким, ответил: «А Вы часто видели ангелов? Для того чтобы лететь в пространство n измерений достаточно одного крыла, преломленного во всех пространствах». В 1947 г. П. Челищев пришел в своих работах к мистической перспективе, где смешаны передний и задний планы, став основоположником сюрреализма.
В течение вечера Константин Кедров читал стихи, в том числе «Компьютер любви», «Дирижер тишины», «Девятая симфония для Бонапарта», «Скрипка Пикассо».
Константин Кедров – поэт, доктор философских наук, литературный критик, автор 19 книг. Работал старшим преподавателем кафедры истории русской литературы в Литературном институте им. А.М. Горького (1974–1988). Награды — премии Grammy.ru и «Литературная Россия», премия Грибоедова «За верное служение отечественной словесности», международная премия «Манхэ», премия «Доминанта».