Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"

Афиша на месяц







ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ИСПОЛЬЗУЙТЕ QR-КОД

ИЛИ ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ



Сервис подачи электронного обращения




В электронном каталоге На сайте

РГБИ представила выставку, посвященную юбилею А.С. Пушкина

Дата публикации 03.06.2024 

Сегодня в Российской государственной библиотеке искусств открылась выставка «Герои сказок А.С. Пушкина на экране», выставку представила заведующая Отделом культурных программ Е.Е. Шумянцева. На кураторской экскурсии Екатерина Евгеньевна рассказала много интересных фактов, связанных с созданием киноработ А.Л. Птушко по произведениям А.С. Пушкина, где художником-постановщиком выступала О.С. Кручинина (1917 – 2007).

РГБИ представила выставку, посвященную юбилею А.С. Пушкина

Выставка знакомит с работой над созданием визуальных образов пушкинских сказок первого профессионального художника по костюму в российском кино Ольги Семеновны Кручининой.

Более 60 лет Ольга Семеновна была постоянным читателем РГБИ. За это время она создала костюмы к 44 известным фильмам самых разных жанров. Народный художник России, педагог и создатель Мастерской художника-постановщика по костюмам во ВГИКе Кручинина сотрудничала с такими режиссерами, как С.И. Юткевич, Н.К. Калатозов, Г.В. Александров, С.Ф. Бондарчук, В.П. Басов, Э.А. Рязанов, Г.Н. Данелия, И.В. Таланкин, Г.Л. Рошаль и со многими другими.

РГБИ представила выставку, посвященную юбилею А.С. Пушкина

Только А.Л. Птушко поставил с О.С. Кручининой семь своих знаменитых фильмов. Уже после первой совместной кинокартины («Каменный цветок». 1946) режиссер не соглашался работать с другими художниками по костюму.

Для создания эскизов О.С. Кручининой понадобилось прежде всего досконально изучить текст А.С. Пушкина, найти в нем скрытые подсказки и намеки. Нелегко было подбирать художественные решения для передачи всех нюансов пушкинского стиха. Много времени художник проводила в библиотеке и в музеях, консультировалась, размышляла, советовалась с режиссером. И результат всегда был превосходным.

В 60-е годы Птушко вместе с Кручининой работал над экранизацией «Сказки о царе Салтане». Придумывая образ Салтана, художник отталкивалась от того, что Пушкин симпатизирует своему герою, но относится к нему не слишком серьезно, скорее – иронично. Ольга Семеновна предложила создать образ большого ребенка, и решила подчеркнуть некую «детскость» персонажа тем, что костюм царя (платно) несколько будет коротковат. На Салтане не длинные и монументальные одежды грозного правителя, а, хотя и парчовые, но не вполне «серьезные». Птушко эскиз понравился сразу. Такой костюм помог исполнителю роли Владимиру Андрееву найти «ключ» к образу. Его герой добр, наивен, человечен, глядит на мир широко открытыми глазами, с удовольствием играет в «ладушки» с молодой царицей. Да и царство Салтана, можно сказать, шутовское. При этом сильно напоминает Древнюю Русь – милую сердцу, неблагоустроенную и сумасбродную. Поэтому бояре, челядь, воины и народ носят в фильме костюмы, напоминающие древнерусские одежды.

Иное дело – город князя Гвидона. Здесь, следуя за замыслом поэта, кинематографисты показали идеально устроенное государство – романтическое и возвышенное. В широкоформатных многофигурных планах фильма оживают цвета и композиции Палеха. Для жителей города О.С. Кручинина предложила ансамбль костюмов больше всего напоминающие наряды времен Киевской Руси. Они выглядят вполне эпически, как и сам молодой князь.

Если для всех названных героев художник делала костюмы, в некоторой степени опираясь на исторический материал, то для «волшебных» персонажей надо было идти другим путем. Вот перед нами царевна Лебедь. Ольга Семеновна отказалась от образа, показанного М.А. Врубелем на его известной картине. Девушка-птица, по мнению мастера, должна была напоминать лебедя и своей одеждой, и пластикой (мудрым движением).  На эскизе мы видим маленькую головку, украшенную изящной жемчужной шапочкой и короной, простого покроя белое платье с глубоким вырезом, зрительно удлиняющим шею. Узкие рукава, не стесняющие грациозных движений. Плащ, имитирующий большие крылья, для большего сходства украшенный серебристыми кисточками-перышками. Простота и изысканность! Глядя на такой эскиз, помощник режиссера на роль царевны пригласила юную балерину Большого театра Ксению Рябинкину. У героини очень мало текста. Именно костюм подсказал ей суть образа. Актриса своим видом, лебедиными взмахами рук-крыльев, загадочным теплым взглядом покорила сердца зрителей.

«Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкин писал в первый год своей семейной жизни. Его счастливое настроение отразилось и в веселой гармонии лучшей русской литературной сказки. Эту веселость замечательно передали и создатели фильма.

Гораздо раньше вскоре после окончания лицея в Царском Селе А.С. Пушкин создает свою первую сказку-поэму «Руслан и Людмила». Её гениальность — в тонком и точном соединении современной поэту европейской литературы и русского фольклора, приправленных изрядной долей иронии и юмора.

В глубоко патриотичной поэме нравственную победу над злом одерживает Любовь: к своей земле, к избраннице, к родному очагу. Эти чувства возвышают личность главного героя и дарят силы для преодоления преград.

Для А.Л. Птушко фильм «Руслан и Людмила» стал последней, по мнению многих критиков, лучшей работой. В этой кинокартине режиссер максимально проявил искусство и изобретательность. «Каждый раз, когда идёшь на новую картину одного из старейших наших режиссеров – Александра Лукича Птушко, невольно задаешь себе вопрос: неужели он сможет еще чем-то удивить меня? Ведь сколько киноволшебства и киночудес уже возникло перед восхищенными взорами взрослых и детей в его фильмах, начиная от «Золотого ключика» и кончая «Сказкой о царе Салтане», - сообщал в январе 1973 года «Спутник кинозрителя». - Есть же, наверное, предел изобретательности, выдумки, изощренной фантазии, технического умения. Смотришь «Руслана и Людмилу» и понимаешь: такого предела для режиссера нет».

Как бы предвосхищая умопомрачительные трюки киногероев Толкиена, А.Л. Птушко поразил и цеховиков-соотечественников, и западных кинематографистов невиданными доселе спецэффектами. Недаром мастера называли «русским Спилбергом». Да и команда не подвела своего лидера. Как обычно, высочайший профессионализм проявила Ольга Семеновна Кручинина, придумывая одеяния для исторических персонажей и сказочных героев поэмы Пушкина.

Князя Владимира она облачила в величественный наряд, напоминающий убранство византийских императоров. Для воплотившего национальный русский характер князя Руслана Ольга Семеновна приготовила воинские доспехи.  Князь всегда готов защитить то, что ему по-настоящему дорого. Художнику хотелось сделать костюм одновременно исторически верным и сказочным. Тут снова на помощь пришли библиотечные материалы. В интервью Кручинина вспоминает, что среди предложенных ей книг оказался альбом древних болгарских икон. На одной иллюстрации она увидела святого воина в необычном доспехе. На груди отдельные детали его лат, словно цветок, расходились лучами в разные стороны. Такой красивый узор рождал ощущение энергии, движения, стремительности. Все это отвечало характеру и образу жизни Руслана. Кроме того, открытием Кручининой стала подсмотренная ею, опять-таки на старинных иконах, функционально необходимая система ремней, надетых поверх доспеха. К ним удобно крепились щит, меч и плащ. До Кручининой никто из художников кино не пользовался таким простым и чрезвычайно удобным приспособлением.

Очень яркий, но абсолютно чуждый русскому чувству красоты костюм получил волшебник Черномор. На создание кроя и узора одежд Черномора и его слуг художника вдохновили изображения индонезийских костюмов и росписи на индейской (перуанской) керамике. Костюмы подчеркивали несовместимость мирной жизни княжества Владимира и царства злобного волшебника Черномора. 

Не надо забывать: фильмы Птушко создавались в то время, когда не существовало интернета, чрезвычайно бедным был выбор тканей и аксессуаров для создания костюмов, тем более сказочных. Трудно представить, что в 60-70-е годы киностудиям негде было взять необходимые материалы, которые вполне доступны в наше время. Художник добивался нужного эффекта изображений на экране, вручную украшая костюм росписью, окраской, вышивкой, аппликацией или другими хитрыми способами. Тем не менее, даже современному зрителю, воспитанному на западных фэнтези-фильмах, интересно смотреть киносказки, в которых стихи и мысли великого русского поэта мастерски переданы великим режиссером-новатором и его великолепной командой операторов и художников.

Рекомендуем их к просмотру всем: и взрослым, и детям, особенно детям, ведь так важно, уже в раннем возрасте сформировать правильный вкус, уважение и любовь к отечественной культуре. 

Выставка открыта до 28 июня.

Фото