Дата публикации 29.05.2024
Свою первую сказку «Руслан и Людмила» А.С. Пушкин создает вскоре после окончания лицея в Царском Селе. В ней поэт гениально соединил современную ему европейскую литературу и русский фольклор, приправив их изрядной долей иронии и юмора.
В поэме нравственную победу над злом одерживает Любовь: к своей земле, к избраннице, к родному очагу. Эти чувства возвышают личность и дарят герою силы для преодоления всех преград.
В первый год своей семейной жизни А.С. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане». И, возможно, счастливое настроение поэта отразилось в веселой гармонии лучшей русской литературной сказки.
Не секрет, что в первые двадцать лет своей жизни кинематограф лишь иллюстрировал известные произведения. Тогда экранизации были лишь ожившими картинками. Но технологии развивались, формировался киноязык – и постепенно стали появляться фильмы не менее талантливые, чем литературный текст. Великий киносказочник А.Л. Птушко стал автором двух сказок Александра Сергеевича – «Сказки о царе Салтане» (1966) и «Руслана и Людмилы» (1972).
В Российской государственной библиотеке искусств точно знают, как рождаются на свет герои фильмов. Именно в эту библиотеку приходят художники, когда приступают к работе над новой кинокартиной.
Выставка «Герои сказок А.С. Пушкина на экране» знакомит с работой над созданием визуальных образов пушкинских сказок первого профессионального художника по костюму в российском кино Ольги Кручининой (1917 – 2007).
Более 70 лет Ольга Семеновна была постоянным читателем нашей библиотеки. За это время она создала костюмы к 44 известным фильмам самых разных жанров. Народный художник России, педагог и создатель мастерской художника-постановщика по костюмам во ВГИКе Кручинина сотрудничала с такими режиссерами, как С.И. Юткевич, Н.К. Калатозов, Г.В. Александров, С.Ф. Бондарчук, В.П. Басов, Э.А. Рязанов, Г.Н. Данелия, И.В. Таланкин, Г.Л. Рошаль и со многими другими.
Только А.Л. Птушко поставил с О.С. Кручининой семь своих знаменитых фильмов. Уже после первой совместной кинокартины («Каменный цветок», 1946) режиссер не соглашался работать с другими художниками по костюму.
Зрители мало знают о такой сложной и очень востребованной профессии «художник по костюму в кино». Между тем, образы героев кинофильмов создают именно эти специалисты. О.С. Кручинина говорила, что эскиз костюма каждого персонажа всегда надо очень тщательно продумывать. Нередко после знакомства с ее эскизом режиссер подзывал помощника и, указывая на изображение, распоряжался: «Подбери мне вот такого актера на эту роль». Художник видела в этом высшую оценку своего труда.
Для создания эскизов О.С. Кручининой понадобилось прежде всего досконально изучить текст А.С. Пушкина, найти в нем скрытые подсказки и намеки. Нелегко было подбирать художественные решения для передачи всех нюансов пушкинского стиха. Много времени она проводила в библиотеке и в музеях, консультировалась, размышляла, советовалась с режиссером. И результат превзошел ожидания.
Оба фильма с одинаковым интересом смотрели и продолжают смотреть и в России, и во всем мире целыми семьями. Причина такого интереса – исключительный талант и изобретательность А.Л. Птушко, а также великолепная съемочная группа, собранная им. Создатели картин сумели решить сложную творческую задачу: передать через кинематограф тонкие нюансы гениального первоисточника, его настроение, драматизм и поэтическую прелесть.
Обе киносказки рекомендуем к просмотру и взрослым, и детям, особенно детям, ведь так важно уже в раннем возрасте сформировать правильный вкус, уважение и любовь к отечественной культуре.
Заказ экскурсий по тел. 8(495) 692 04 67
Выставку можно посетить с 3 по 29 июня в часы работы библиотеки.
Адрес библиотеки: Николоямская, д.1. 4 эт.