Дата публикации 28.02.2024
В концертной программе 22 февраля приняли участие артист Российского национального оркестра Дмитрий Айзенштадт (кларнет), концертмейстер Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Полина Желиба, артистка Московского камерного оркестра «Musica Viva» Алина Батыгина (скрипка).
В программе прозвучали произведения И. Стравинского, А. Хачатуряна, Б. Бартока, написанные специально для скрипки, кларнета и фортепиано.
Каждое из этих произведений имеет свою интересную историю.
Так «История солдата. Первая сюита для фортепиано, кларнета и скрипки» И. Стравинского, с которой начался концерт, является переложением оперы-балета, созданной композитором в 1918 году по мотивам сказок А.Н. Афанасьева. Ее полное название звучит как «Сказка о беглом солдате и чёрте, играемая, читаемая и танцуемая». Сюжет сказки как будто навеян трагическими реалиями времени: Перовой мировой войной, революцией, эмиграцией. По признанию автора, первоначальный замысел состоял в том, чтобы отнести пьесу к любой эпохе и вместе с тем к 1918 году, ко многим национальностям и ни к одной в отдельности «Солдат в 1918 году очень определенно воспринимался как жертва тогдашнего мирового конфликта, несмотря на нейтральность сюжета. «История солдата» остается моей единственной вещью для театра, имеющей отношение к современности» – признавался Игорь Фёдорович.
Трио для кларнета, скрипки и фортепиано Арама Хачатуряна – одно из ранних произведений композитора, написанное им в студенческие годы. Сочинение отличается от его более поздних произведений особой лиричностью. Как говорят знатоки, в нем есть и упоительная красота ориентальных мелодий, и возвышенность чувств, и немного грустная задумчивость. Сейчас Трио для кларнета, скрипки и фортепиано является одним из самых исполняемых произведений композитора в репертуаре камерных ансамблей.
В заключение прозвучало «Трио «Контрасты» для кларнета, скрипки и фортепиано» Беллы Бартока. Венгерский классик XX века неоднократно обращался к фольклорным мотивам своей родины. Трио состоит из трех частей. В первой («Рекрутский Танец») и третьей (быстрый Танец «Шебеш») кларнет и скрипка искусно имитируют игру народных инструментов. В то время, как вторая часть – «Пинегьё» (Релаксация) составляет с ними значительный контраст и своей отстраненностью напоминает плавные, текучие и неясные сновидения.
Концерт позволил зрителям погрузиться в эпоху быстро меняющегося мира первой половины XX века и прочувствовать настроение и музыкальные тенденции того времени. Ведь все эти произведения были созданы в 1910 –1930 годы, и здесь, наряду с фольклорными мотивами, прослеживаются и современные ритмы джаза, и танго, и других ультрамодных стилей начала века.
Искусное исполнение и прекрасно составленная программа не оставили равнодушными зрителей, тепло благодаривших музыкантов.