Дата публикации 19.12.2022
В увлекательной лекции искусствовед Андрей Боровский рассказал, откуда в русской культуре появился персонаж «Снегурочка», как менялись со временем представления о её происхождении, внешности и характере.
Первая часть лекции была посвящена ранним публикациям русской народной сказки и их влиянию на пьесу А.Н. Островского «Снегурочка», а также сценическим воплощениям пьесы А.Н. Островского и оперы Н.А. Римского-Корсакова. Представления о внешнем облике и костюме Снегурочки во многом формировались под влиянием образов, созданных художниками, оформлявшими издания сказки, а также сценические постановки пьесы и оперы. Так, к примеру, художник Михаил Клодт, оформивший первые постановки оперы Н.А. Римского-Корсакова в Императорских театрах, сделал костюм Снегурочки в духе фантазийной античности. Однако со временем Снегурочка становилась все более «русской», что видно как в театральных эскизах В. Васнецова, К. Коровина, М. Врубеля, так и в книжных иллюстрациях к сказке. Виктор Васнецов, неоднократно оформлявший постановки этой оперы Н.А. Римского-Корсакова, впоследствии создал другой образ Снегурочки, не связанный с драмой Островского – девочки в меховой шубке, потерявшейся в заснеженном лесу.
В XX веке в уникальном проекте авторской «книги художника» Борис Зворыкин создал неповторимый образ Снегурочки, сочетающий наиболее яркие элементы ее нарядов, разработанных художниками-предшественниками. А в XXI века один из вариантов эскизов В. Васнецова к опере стал основой для коллекции модного дома Valentino (2015 г.)
Вторая часть лекции была посвящена «советской» Снегурочке, которая появилась значительно позже – в 1937 году – и, по сути, не имела отношения ни к народной сказке, ни к драме Островского. На ее наряд влияла как меняющаяся со временем советская мода, так и новые материалы, используемые при изготовлении костюмов.
Специалисты Отдела научной информации РГБИ подготовили для данной лекции материалы по двум направлениям. Они сделали подборки книг, в которых рассмотрен образ Снегурочки в творчестве русских художников и истории русской сценографии, а также подборки книг и журналов, посвященных «советской» Снегурочке. Иллюстрированные издания из фондов библиотеки стали дополнительным визуальным материалом на лекции и вызвали большой интерес у присутствующих.