Дата публикации 04.11.2022
Музыкально-литературный вечер провели актриса театра и кино Елена-Изабелла Осипова и прямой потомок семей фон Мекк и Чайковских, меценат, общественный деятель, исследователь творческого наследия П.И. Чайковского Денис Андреевич фон Мекк. Их рассказ о «родственных душах» – Евлалии Кадминой и П.И. Чайковском сопровождала живая музыка в исполнении Е. Осиповой – завораживающе прекрасно звучали в старинных стенах Голубого зала РГБИ романсы великого русского композитора.
Е. Осипова начала рассказ о Евлалии Кадминой со слов, что она вся – сплошное противоречие, что ее называли «сумасшедшая Евлалия», «неистовая Евлалия», «комета дивной красоты». Русская певица (контральто, меццо-сопрано) и драматическая актриса родилась в Калуге в 1853 году. От матери-цыганки ей досталась яркая внешность, гордый нрав и особая музыкальность. Евлалия с детства была высокомерна, за это мать ее называла «шальной». Глаша была любимицей отца, который первым заметил в ней особенные способности и незаурядный талант. Девочка росла дикаркой, была замкнутой, любила одиночество и книги. Особенно большую радость ей доставляла русская природа.
В возрасте 12 лет отец отправил Кадмину учиться в престижное учебное заведение, Московский Елизаветинский институт. На одном из вечеров присутствовал «музыкальный хозяин столицы» Н.Г. Рубинштейн, который разглядел в Кадминой выдающуюся певицу и помог ей стать студенткой Московской консерватории.
В 18 лет состоялся сценический дебют Кадминой. Рубинштейн пригласил ее на роль Орфея в опере Глюка «Орфей и Эвридика» (обладая низким женским голосом, она исполняла мужскую партию). Кадмина обратила на себя внимание не только вокальными средствами, но и артистическими данными. Очарованный «бархатным богатым меццо-сопрано» Кадминой, Чайковский написал специально для нее музыку к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка». Кадмина исполнила партию Леля. Затем был дебют в Большом театре в опере М. Глинки «Жизнь за царя». Актриса буквально ворвалась на сцену в образе мальчика Вани и завоевала всеобщую любовь.
Поговорить о всех ролях Кадминой подробно в рамках одного вечера, конечно, невозможно. Но тем не менее, у гостей РГБИ в памяти отложились замечательные образы, созданные ею. Во многом этому помогли запоминающиеся иллюстрации, представленные на вечере – редкие фотографии актрисы в самых значительных ролях.
Д.А. фон Мекк вкратце напомнил факты из биографии П.И. Чайковского, который родился недалеко от Ижевска в поселке Воткинск в 1893 году. Молодой человек с юности писал стихи на французском. Его отличала жаркая любовь к родине и русскому фольклору.
Чайковский поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества, которые позже были преобразованы в Санкт-Петербургскую консерваторию. После окончания консерватории он уехал в Москву, где начал свою педагогическую деятельность. Чайковский стал первым профессором по классу композиции в Московской консерватории. Его коллега, профессор Н.Д. Кашкин писал в своих воспоминаниях, что «безукоризненная добросовестность, ум и знание дела поневоле заставляли его быть хорошим преподавателем, в особенности для учеников более талантливых, с которыми он мог объясняться прямо примерами из богатого запаса своей музыкальной памяти… Талантливых учеников он всеми средствами старался поощрить к усердной, настойчивой работе».
Известно, что погрузиться в чистое творчество, оставив профессорскую ставку Чайковскому помог «незримый друг», Надежда Филаретовна Фон Мекк, которая предложила ему материальную помощь, пожелав оставить свое имя неназванным. В основе сложившихся в результате переписки дружеских отношений фон Мекк и Чайковского лежал искренний интерес любительницы музыки и меценатки к творчеству талантливого композитора. Рассказывая об этой странице биографии композитора, Д.А. фон Мекк отметил, что и сегодня в России есть множество меценатов, которые бескорыстно помогают людям искусства, но они всегда предпочитают оставаться в тени, и имена их узнают потомки.
В 1875 году Чайковский написал романс «Страшная минута» и посвятил его Кадминой. В тексте романса, написанном композитором, были такие слова:
Ты внимаешь, вниз склонив головку,
Очи опустив и тихо вздыхая!
Ты не знаешь, как мгновенья эти
Страшны для меня и полны значенья,
Как меня смущает это молчанье.
Я приговор твой жду, я жду решенья –
Иль нож ты мне в сердце вонзишь,
Иль рай мне откроешь.
Ах, не терзай меня, скажи лишь слово!
В ответ Евлалия взяла нож и попросила передать его Чайковскому.
«Страшная минута», напророченная Чайковским, произошла через 6 лет – в 1881 году в возрасте 28 лет Кадмина покончила с собой. Услышав об этом, зал РГБИ ахнул. До того неожиданной, невероятной показалась эта развязка такой яркой судьбы.
Е. Осипова рассказала, как это произошло. Кадмина влюбилась в одного офицера. 4 ноября 1881 года этот офицер пришел вместе со своей невестой на спектакль, где Кадмина исполняла главную роль – это была пьеса А.Н. Островского «Василиса Мелентьева». Во время спектакля Кадмина увидела в зале своего возлюбленного с невестой. В антракте она нашла в уборной коробок спичек, отломила фосфорные головки, залила их чаем и выпила эту смесь. Раздался звонок, актриса вышла на сцену и даже начала играть, но вдруг смертельно побледнела и упала без сознания. Зритель сначала даже думал, что так задумано, и наградил ее аплодисментами. Затем занавес закрыли, спектакль прекратили. Спасти актрису не удалось – она умерла через 6 дней в мучениях.
Грустно прозвучали слова из письма Чайковского: «О смерти Кадминой я узнал уже в Киеве из газет. Скажу вам, что это известие меня страшно огорчило, ибо жаль талантливой, красивой, молодой женщины, но удивлен я не был».