Дата публикации 01.11.2022
20 октября 2022 года в видеофонде РГБИ завершились показы фильма "Живые и мертвые" из военно-патриотического цикла «Обелиски Победы».
Нашими гостями стали учащиеся московских школ и постоянные зрители... И было очень интересно узнать, какое впечатление произведет на них фильм, выпущенный на экраны почти 60 лет назад? И главное, созвучно ли его содержание сегодняшним представлениям о Великой Отечественной войне, отзывается ли творчество Константина Симонова, как автора одноименного романа, и Александра Столпера, как режиссера, в их душе?
Личность Симонова и его творчество весьма противоречиво, но именно этот роман-эпопея и стихи военных лет можно без сомнения признать высшим достижением его литературной карьеры, настолько пронзительно и точно, достоверно и без пафоса показал писатель первый год войны глазами своего alter ego – военного корреспондента Ивана Синцова.
Перед показом фильма прозвучали строки из стихотворения «Жди меня», книжная выставка дополнила представление о трагических эпизодах первого года войны и о битве за Москву, а также представила мемуарное творчество Симонова. Рассказ о съемках самого фильма подтвердил мысль о том, что всё сделанное художниками в разгар периода оттепели было проникнуто удивительно светлым и позитивным чувством надежды и веры в почти мистические силы русского народа преодолевать те драматические испытания, которые преподносит ему судьба.
Фильм не устарел. Это было видно по лицам зрителей: кто-то впервые узнал о военной литературе и её экранизации, людям постарше было интересно вспомнить свои первые впечатления от фильма и сравнить их с сегодняшними ощущениями... Особенно всех поразила почти документальная, достоверная игра выдающихся актеров – К. Лаврова, А. Папанова, О. Ефремова... Они полностью выполнили задачу режиссера Столпера показать таких людей, силами которых и отвоевывалась каждая пядь русской земли и, в конечном итоге, была выиграна война. У фильма блестящие создатели и динамично развивающийся сюжет, который не дает любому зрителю (и читавшему роман и неофиту) отвлечься и заскучать. Напряжение достигается и звуковыми эффектами и полным отсутствием музыки – она здесь не нужна, звучит только война.
Военкор Синцов и генерал Серпилин проходят свой путь до конца и смысл присказки: «Солдатами не рождаются, солдатами становятся» читатели и зрители наблюдают на их примере.. И этот итог показало неформальное и честное обсуждение фильма, романа и судьбы самого писателя.
В ноябре цикл будет продолжен ещё одним «оттепельным» фильмом. Это снятая на киностудии «Грузия-фильм» картина «Отец солдата» режиссера Резо Чхеидзе (1964 г.).