Дата публикации: 16.09.2022
Елена Дунаева – доктор искусствоведения, профессор театрального института Б. Щукина, специалист по западноевропейскому театру, автор целого ряда книг (в том числе, книги о Ж.Б. Мольере), монографий и научных статей.
Перед началом лекции Елена Александровна поделилась с аудиторией, что рада читать лекцию в РГБИ, том самом месте, где начиналась ее интеллектуальная жизнь, ведь «мы все созданы, сформулированы книгами».
Говоря о праздновании 400-летия великого французского комедиографа, лектор сказала, что в начале юбилейного года ей казалось, что он пройдет празднично, парадно, с большим количеством премьер – но этого не получилось, причем не получилось ни у нас, в России, ни во Франции. Это вызвало у нее ощущение, что Мольер «закончился» – закончился, потому что закончился интерес к человеку, к его сложности, внутреннему устройству. А между тем, отметила лектор – с него всё началось. Именно с Мольера рождается театр как таковой в том смысле слова, котором он знаком нам, людям XX–XXI века.
Блистательный рассказ Елены Дунаевой был насыщен интеллектуальной рефлексией на разные темы, и гости РГБИ – а среди них было немало студентов театральных ВУЗов – получили возможность проникнуть в ту лабораторную работу, которую лектор обычно ведет со своими студентами в «Щуке». О том, почему Мольер появляется в тот момент, когда европейская культура «начинает улыбаться» и «любит человека»; о рождении пьесы как зафиксированного на бумаге текста; о том, как первоклассный актер и директор труппы, Мольер, совершил невозможное на театре: смог прокормить себя и свой театр; о том, когда и как была открыта дата его рождения – вот лишь пунктирное изложение того, что узнали слушатели лекции.
Пожалуй, своего рода смысловой кульминацией лекции стал рассказ об учителях Мольера, а ими были итальянские мастера сцены. Они научили Мольера самому главному – действию, которое рождается от актёра. «Нам сегодня очень сложно это принять, – сказала Елена Дунаева, – Мы живём в мире, где есть сюжет, в который мы вписываемся, поэтому нам так трудно ставить Мольера». А в XVI веке сюжет был известен: мы рождаемся, живем и умираем. И важен был не столько он – не что происходит, – а как это происходит, т.е. как развиваются психологические мотивы поступков героев. Это заставляло актёра схватывать самое ценное, что есть в театре –момент настоящего времени. Когда актёр схватывал и передавал этот момент настоящего времени – тогда и зритель чувствовал, что живёт.
В конце лекции Елена Дунаева подробно описала спектакль режиссера Иво ван Хове «Тартюф, или Обманщик», который был показан в день 400-летия Мольера в Комеди Франсэз и транслировался в Москве.
В конце лекции гости РГБИ задали множество вопросов на глубоко взволновавшие их темы, и лекция перетекла в дискуссию о творчестве Ж. Б. Мольера.