Дата публикации: 06.09.2022
Григорий Заславский, журналист и театральный критик, выпускник театроведческого факультета легендарного ГИТИСа, а ныне его ректор, встретился с читателями РГБИ.
Помещение Музея читателя на полтора часа превратилось в насыщенное смыслами и творческой энергией пространство. Разговор, больше похожий на дружескую беседу, в которой были и личные воспоминания, и анекдоты, и любопытные эпизоды из театральной жизни, плавно перетекал от одной темы к другой. Затронуто оказалось множество важных вопросов о театре, и все они сложились в итоге в одну смысловую цепочку.
Сквозным мотивом, через который преломлялись все темы, был, конечно, ГИТИС. Ректор рассказал, что секрет крупнейшего в России и Европе театрального ВУЗа не в том, что в нем преподают крупные мастера (хотя, конечно, и в этом тоже), а в том, что за каждым из мастеров есть еще порядка десяти выдающихся мастеров и гениев, и таким образом обеспечивается то, что называется «воспроизводство школы», и что в конечном счете определяет эффективность ГИТИСа.
Григорий Анатольевич донес до слушателей важную мысль: главные истины иногда кажутся банальными. Например, когда он пришел в ГИТИС, перед ним встала задача сформулировать миссию. Вроде бы все понятно: 8 факультетов, все должны хорошо учить, а талантливые выпускники должны быть трудоустроены и добиваться успехов, двигая театр от победы к победе. Но на самом деле оказалось, что от того, что ты это просто формулируешь, что-то меняется, сформулированная миссия определяет вектор движения. Приводя в пример английскую сказку, пересказанную С. Михалковым, «Козленок, который умел считать до десяти», ректор резюмировал: то, что произнесено, может быть спасительным.
Важная часть встречи была посвящена разговору о театральной критике. Григорий Заславский поделился: когда соглашался стать ректором, он понимал, что он не сможет отказаться от каких-то других своих работ. Музыкант, который не подходит к инструменту неделю, теряет навык – то же касается и театрального критика. Важно решить для себя, «для кого ты пишешь, для чего пишешь – дело не в мании величия – но это важно сформулировать для самого себя». Так, он, чувствуя свою ответственным за русский театр, и будучи разочарованным в том, что сегодня происходит с театральной критикой, много лет назад решил, что он пишет для историка театра, который прочтет и поймет, как спектакль выглядел и как он воспринимался. Сегодня Григорий Заславский продолжает работать как театральный критик и записал уже две рецензии на радио «Орфей».
Зал внимательно слушал рассказчика и принимал живое участие в беседе. Слушатели задали вопросы, каждый из которых, фактически, открывал новую тему, задавал новое направление и новый ракурс размышлений о судьбах русского театра. Самый интересный вопрос, пожалуй, был про планы ректора, кандидата наук, продолжать заниматься наукой об искусстве театра и дальше: «есть ли у Вас в планах докторская диссертация?» Времени, конечно, очень мало, – ответил ректор, – но в планах такая работа есть, уже сформулирована тема и есть ряд публикаций.