Дата публикации: 16.06.2022
14 июня в Музее читателя в рамках юбилейной выставки «Открытие открытий. Редкие книги и гравюры из личных собраний» прошла лекция «К 100-летию РГБИ. Государственная театральная библиотека в 1920-е годы».
Главный библиограф Центра визуальной информации РГБИ Татьяна Мордкович рассказала о первом периоде в истории библиотеки, связанном с деятельностью ее основателя и первого директора, литературоведа А.А.Фомина (1868-1929).
Академическая библиотека Государственного Малого театра была открыта при его Высших театральных мастерских 24 мая 1922 г. Причиной создания библиотеки стала утрата в 1918 г. фундаментального книжного собрания, которым ранее обладали Драматические классы Императорского Московского театрального училища. Профессор А.А.Фомин, пришедший в 1920 г. в театральную школу Малого театра для преподавания истории русской литературы и театра, стал инициатором и главной движущей силой в организации учебной библиотеки. Он же был избран и первым ее директором. С 1922 по 1929 гг. благодаря его энергии, организаторским способностям книжный фонд библиотеки, где были представлены книги по широкому спектру гуманитарных дисциплин, вырос до 55 тысяч томов, а количество персонала с 6 до 19 человек.
Историю формирования и размещения фонда Академической библиотеки Государственного Малого театра в 1920-е годы позволяют проследить не только архивные документы, но и инвентарные и топографические библиотечные штампы, которые в большом количестве встречаются на книгах, поступивших на хранение в этот период. Отдельные экземпляры таких изданий представлены как на выставке «Открытие открытий. Редкие книги и гравюры из личных собраний», так и демонстрировались в ходе лекции-презентации.
Широкие связи в научном, художественном и театральном мире позволили Фомину собрать вокруг себя блестящую плеяду сотрудников, каждый из которых был специалистом высокого класса в своей области: драматургия, театральная режиссура, актерское мастерство, история театра, литературы и изобразительного искусства и т.д. Разработка специальной системы библиотечной классификации, рациональный подход к расстановке фонда и наличие профильных специалистов практически по всем направлениям театрального искусства и гуманитарным наукам позволили занять библиотеке особое место в системе научно-художественных учреждений Москвы, а затем и всего Советского Союза.
Важную роль в театральном производстве с 1920-х годов сыграла новация, предложенная библиотекой - так называемые «производственные выставки». В выставочном зале самой библиотеки или в помещениях театров-заявителей создавались экспозиции книжных и изобразительных материалов к готовящимся театральным и кино-постановкам, на которых творческие группы, состоявшие из режиссеров, актеров, бутафоров, гримеров и др. представителей театральных специальностей, получали исчерпывающие консультации библиотечного персонала.
К концу 1920-х годов практически ни одна постановка профессионального и самодеятельного театра, работа киностудии не обходилась без участия театральной библиотеки, которая уже через 3 года после своего открытия, в 1925 г. приобрела статус государственной.
Рассказ сопровождался демонстрацией презентации и цитированием ранее неизвестных архивных документов.