Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"

Афиша на месяц







ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ИСПОЛЬЗУЙТЕ QR-КОД

ИЛИ ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ



Сервис подачи электронного обращения





В электронном каталоге На сайте

19 января в РГБИ состоялась лекция «Судьба и творчество Надежды Ламановой. 1920-е»

Дата публикации: 21.01.2022

Лекция прошла в рамках выставки «Надежда Ламанова: «Сделать одежду целесообразной и красивой»». Ее провела координатор инициативной группы Виртуального музея lamanova.com, фотограф-этнограф, член Союза фотохудожников России Алла Соловская. Уже много лет она занимается изучением и популяризацией творчества Н.П. Ламановой.

Надежда Петровна Ламанова – выдающийся модельер, художник театрального костюма, новатор, автор уникальных методик создания одежды.

До революции у нее мечтали одеваться самые знаменитые красавицы, представительницы аристократии и богатейших купеческих семей. В 1898 году она стала поставщицей Ея Императорского Высочества Великой Княгини Елизаветы Федоровны, а с 1904 – поставщицей Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны.

После революции Надежда Петровна потеряла богатую клиентуру, мастерскую, особняк на Тверском бульваре. Однако, у нее осталось самое главное сокровище – ее талант и энергия. В 1920-е годы она стояла у истоков советской модной индустрии. Неисчерпаема на идеи, полная сил и вдохновения, она создала знаменитые модели, ставшие эталоном на многие и многие десятилетия. Например, советскую школьную форму, просуществовавшую до конца 1980-х годов, или мужскую «толстовку» – любимую одежду советских чиновников 1920–1950-х годов. Настоящим триумфом можно назвать – Гран-при на Всемирной выставке в Париже в 1925 году за коллекцию костюмов, выполненных ею совместно с Верой Мухиной, Надеждой Макаровой и Евгенией Прибыльской.

В 1920-е годы Надежда Петровна обращается к народному костюму и создает уникальные модели с использованием подлинных фрагментов народной одежды и предметов быта. Например, знаменитая серия платьев, украшенных полотенцами Владимирской губернии.

Во время лекции Алла Соловская продемонстрировала прием Ламановой, показав, как можно быстро трансформировать женский наряд с помощью обычного домотканого рушника. Обратила внимание на театральные работы Ламановой: во МХАТе, где работала с 1920-х годов до конца своей жизни, в театре Вахтангова для знаменитой «Принцессы Турандот». Фотографии актрис в костюмах Ламановой, театральную программу 1922 года можно увидеть сейчас на выставке Музея читателя РГБИ «Вахтанговцы и Библиотека – сто лет вместе».

Безусловный интерес представляют фотографии подлинных документов, показанных на встрече Аллой Соловской. Например, личное дело Каютовой-Ламановой 1919 года, открытое после ее ареста и сопровождения в Бутырскую тюрьму вместе с мужем и членами семьи; выписка из протокола заседания Президиума ВЦИКа по делу о ходатайстве Ламановой Н.П. о восстановлении ее в избирательных правах 1930 года и другие архивные материалы, свидетельствующие о драматической судьбе знаменитого модельера.

Лекция Аллы Соловской продолжилась обменом мнений, дополнениями слушателей, многие из которых серьезно занимаются изучением жизни и творчества Надежды Ламановой.   

Видеосюжет встречи