Дата публикации: 19.01.2022
«Коллекционирование приводит меня к мысли, что мы зачастую несправедливо воспринимаем прошлое в качественном смысле. Мы пытаемся измерить и осмыслить его собственной ценностной шкалой, преувеличивая «современность» настоящего, в котором живем, и недооценивая прошлое. … Описывая предметы XVIII века моей коллекции, я открыл для себя множество вполне «современных» научных достижений, сделанных в XVIII столетии. Говоря о «современности» открытий прошлого, я имею ввиду их значимость для сегодняшнего дня».
То, о чем известный коллекционер, основатель виртуального музея обуви Shoe Icons, давний друг РГБИ Назим Мустафаев рассуждает в предисловии к своей новой книге «Век 18-й. Костюм и обувь», стало отправной точкой для общения с заинтересованной публикой.
Уникальное исследование, посвященное не просто моде, а прежде всего обувной моде XVIII века, было представлено в РГБИ. Обувь, будь то крошечная дамская туфелька или огромный солдатский сапог – очень сложная вещь: материалы, колодка, подошва и множество других элементов и нюансов когда-то были учтены и объединены мастером в единое целое, чтобы пережить и его самого и взыскательного заказчика.
О себе автор книги говорит: «Я не историк моды - я коллекционер и рассказываю только о том, что могу подержать в руках. В отличие от многих книг по моде я использую только материал собственной коллекции…» Рассказ о создании и росте коллекции, о работе над книгой – удивительная история исследований, находок и открытий, вызывающая искреннее восхищение и самим коллекционером, и его сподвижниками – реставраторами, фотографами и многими другими энтузиастами, которые являются фактически первопроходцами в изучении истории обуви. Так же, как и рассказ о коллекционировании как призвании, о тех необыкновенных путях, которыми ведет жизнь увлеченных и творческих людей. Правда, Назим Мустафаев оговорился в том смысле, что коллекционеры – люди весьма странные, даже немного безумные, но в данном случае имеется ввиду «священное безумие» стремления к великой цели, творчества. Несомненно, мы можем понять, например, восторг коллекционера, держащего в руках ажурную деревянную туфельку, одну из четырех в мире, или «возрожденный» шелковый башмачок, украшенный серебряным шитьем.
В ходе презентации вспомнили о выставках, на которых была представлена коллекция Назима Мустафаева, о его интереснейших книгах (они все есть в фонде РГБИ). Завершилась встреча обсуждением будущих книг и выставок. Мы с нетерпением ждем новых проектов!