Дата: 30.04.2021
Экспозиция «Борис Мессерер. Офорт для театра» продолжает многолетний проект библиотеки «Искусство наших читателей».
Борис Асафович Мессерер – выдающийся мастер, работающий в разных жанрах изобразительного искусства. Востребованным сценографом он стал довольно рано – уже в начале 60-х им были оформлены спектакли молодого театра «Современник» и несколько балетов Большого театра.
Сегодня Б.А. Мессерер по праву считается одним из лучших художников театра как советского, так и постсоветского периодов: им созданы декорации и костюмы более чем к 150 оперным, балетным и драматическим спектаклям.
Художник считает эскизы самостоятельным произведением искусства и не жалеет времени на их создание.
Представленные на выставке эскизы театральных костюмов необычны – Мессерер единственный художник, который создает их в технике офорта. Для создания авторских оттисков им была разработана специальная технология и сконструирован особый офортный станок, который позволил мастеру достичь безукоризненного качества изображений крупного формата и добиться практически неограниченных возможностей работы с цветом.
Сам автор говорит об этой работе, как о некой «авантюре» в театральной сфере: «… я поставил перед собой труднодостижимую цель – применить технику офорта для создания серии листов эскизов костюмов к тому спектаклю, который я делал». Так появились печатные серии к балетным спектаклям «Клоп» В. Маяковского на музыку Д. Шостаковича (Санкт-Петербург, Мариинский театр), «Спартак» А. Хачатуряна (Ереван, Театр оперы и балета), а также «Сильвия» Л. Делиба (неосуществленная постановка, Санкт-Петербург, Михайловский театр); к драме «Три возраста Казановы» по произведениям М. Цветаевой (Москва, Театр им. Е. Вахтангова).
Об этом и о многом другом узнали посетители вернисажа. Директор РГБИ Ада Ароновна Колганова рассказала, что Борис Асафович Мессерер является давним читателем и другом библиотеки. Здесь рождались многие замыслы театральных постановок мастера. Так, Дина Якубовна Чанышева, сотрудник центра визуальной информации, напомнила, что одна из первых заявок Бориса Асафовича, сохранившаяся в фондах РГБИ, относится к 1962 году, когда он работал над своим первым балетом в Большом театре – «Поручик Киже». Сам художник с большой теплотой вспомнил замечательных специалистов библиотеки, к сожалению, уже ушедших от нас: Екатерину Свеновну Куликову, Ирину Всеволодовну Ускову и многих других сотрудников отдела иллюстративных материалов. Они не только помогали мастеру в подборе необходимого материала, но и чутко реагировали на его сложные читательские запросы, творчески преобразовывали его идеи. И главное – эти высокие профессионалы сумели воспитать себе достойную смену, также успешно работающую со своими читателями.
На презентации выступили коллеги и друзья мастера: главный художник Российского молодежного театра, народный художник России С.Б. Бенедиктов, архитектор и сценограф, профессор Московского Архитектурного института А.А. Великанов, признанный эксперт в театральном мире, знакомый с творчеством практически каждого сценографа А.В Оганесян и многие другие.
Продолжение выставки – в читальном зале № 1, где показаны эскизы костюмов мастера к опере П. Чайковского «Пиковая дама» (Германия, Лейпцигский оперный театр, 1964, постановка Б. Покровского) из фондов РГБИ.
Выставка работает до 19 мая 2021 года.
Открытие выставки смотрите на YouTube-канал РГБИ