Дата: 13.04.2021
В начале встречи лектор подчеркнула, что вынужденный простой театров в прошлом сезоне был компенсирован большим количеством интересных спектаклей этого сезона, поставленных в разных жанрах. Среди премьер сезона - спектакли биографического жанра, спектакли, осмысляющие историю страны, разнообразные интерпретации классики от традиционных, на которые можно пойти со школьниками, до современных радикальных трактовок, вызывающих оценки от восторга до гнева.
Спектакль «Горбачев» (режиссер Алвис Херманис) на основе переписки М.С. Горбачева с Р.С. Горбачевой показывает историю страны через биографию одной семьи. Актеры Евгений Миронов и Чулпан Хаматова, используя различные актерские техники, идут от читки, через театр-представление к полному слиянию с образами. Важную роль в спектакле играют костюмы (художник по костюмам Виктория Севрюкова), являющиеся маркерами разных исторических эпох.
Режиссер Дмитрий Крымов представил на сцене «Школы современной пьесы» очень личный, лирический и пронзительный спектакль «Все тут», в котором его впечатления от спектакля Алана Шнайдера «Наш городок» по Т. Уайлдеру, показанного в Москве в середине 1970-х годов, сливаются с воспоминаниях о родителях - выдающемся режиссере А. Эфросе и театроведе Н. Крымовой, и размышлениями о театре.
Спектакль «Бэтмен против Брежнева» драматурга и режиссера Саши Денисовой в Театре на Малой Бронной также наполнен воспоминаниями и детскими переживаниями автора. В спектакле воспоминания девочки о конце брежневской эпохи соединяются с образами из американских комиксов о супергероях, создавая личный образец советского мифа.
Спектакль «Сын» (режиссер Юрий Бутусов) в Российском академическом молодежном театре поставлен по пьесе популярного французского драматурга Флориана Зеллера. Семейная психологическая драма в трактовке режиссера приобретает масштаб античной трагедии.
Среди удачных интерпретаций классики, поставленных в театрах в этом сезоне отмечены «Дикарка» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева, поставленная Юрием Иоффе в Московский театре им. Маяковского и «Горе от ума» А.С. Грибоедова, поставленный Алексеем Бородиным в Российском академическом молодежном театре.
Нетрадиционную трактовку классического произведения представил режиссер Егор Прегудов в спектакле «Месяц в деревне» в МХАТе им. А.П. Чехова. В его спектакле эта пьеса, часто трактуемая режиссерами как драма ушедшей молодости и упущенных возможностей, прочтена как комедия, в которой торжествует чувственность.
Радикальный подход к интерпретации классики представил Константин Богомолов в спектакле «Бесы Достоевского» в Театре на Малой Бронной.
В конце обзора Ольга Самуиловна рекомендовала к просмотру спектакль старейшего актера и режиссера МХАТ им. М. Горького Сергея Десницкого «Мифический муж и его собака» по переписке А.П. Чехова с О.Л. Книппер.
Обзор сопровождался демонстрацией слайдов.
Из лекции-обзора О.С. Вайсбейн слушатели смогли составить представление о наиболее интересных спектаклях текущего театрального сезона. Запись лекции можно посмотреть на YouTube канале РГБИ.