Дата: 12.12.2020
"Проникновенный портрет" Валентина Гафта создал Ролан Быков: "Валентин Гафт живет во мне как роскошное панно: в центре – сам, Его Великолепие, Гафт – гениальный актер и поэт, в гениальном черном фраке с потрясающей бабочкой и ослепительной хризантемой в петлице; слева – Гафт-самоед, больной и нервный, в окружении благородного Игоря Кваши и других самых близких, но всё равно далеких друзей; справа – Гафт-культурист с рельефными бицепсами и большими глазами в окружении взвинченных женщин и проходящих жен; сверху – Гафт-Саваоф, мирный, светящийся нежной добротой, прощением и грустной мудростью; а внизу – Гафт в адовом огне собственных глаз, полный почти настоящего гнева и желчи. Тут он – конечное слияние Фауста с Мефистофелем, тут гений и злодейство совместились. Хотя гений – подлинный, а злодейство – придуманное, чтобы не было так больно жить. В этом секрет. Жить доброму и ранимому Гафту действительно больно. Не то такая жизнь, не то таков Гафт".
Он дебютировал в кино в 1956 году и за это время сыграл более сотни ролей. Фильмы с его участием «О бедном гусаре замолвите слово», «Забытая мелодия для флейты», «Чародеи», «Здравствуйте, я ваша тетя», «Гараж», «Небеса обетованные», вошедшие в золотой фонд советского кино, принесли ему всенародную славу и любовь зрителей.
Гафт играл в Театре имени Ленинского комсомола и Театре имени Моссовета, на Малой Бронной и в Сатире. Работа в них подарила ему встречи с Юрием Завадским, Фаиной Раневской, Андреем Мироновым, Ростиславом Пляттом, Анатолием Папановым, Марком Захаровым, Валентином Плучеком.
Последние 50 лет Гафт работал в театре "Современник", где дебютировал в спектакле "Валентин и Валентина", ставшем одним из его самых любимых работ. В "Современнике" актер играл в спектаклях, поставленных Олегом Ефремовым, Галиной Волчек, Валерием Фокиным, другими блестящими мастерами.
Валентин Гафт известен и как автор легендарных эпиграмм, которые давно разошлись на цитаты, стали неотъемлемой частью творчества артиста. Но помимо эпиграмм Валентин Иосифович – автор множества замечательных книг "Я постепенно познаю" , "Сад забытых воспоминаний" , "Красные фонари" , "Тени на воде" и др.
Жизнь коротка, как пьесы читка,
Но если веришь, будешь жить,
А театр — сладкая попытка
Вернуться, что-то изменить.
Остановить на миг мгновенье,
Потом увянуть, как цветок,
И возродиться вдохновеньем.
Играем! Разрешает Бог!
Коллектив РГБИ соболезнует родным, близким и коллегам Валентина Иосифовича.
Светлая память!