Дата: 25.11.2020
Тема 2020 года – «Литература на театральной сцене».
Онлайн-конференция собрала известных российских и зарубежных искусствоведов,театроведов, филологов, историков и специалистов библиотек, музеев, архивов, институтов.
Открывая работу конференции, директор РГБИ А.А.Колганова отметила, что тематика чтений вызвала большой интерес у исследователей, пришло много заявок на выступления. Карантинные меры, к сожалению, лишили участников конференции привычного, непосредственного общения в стенах РГБИ, но, к счастью, современные технологии открывают широкие возможности для проведения онлайн встреч и дискуссий.
А. А.Колганова подчеркнула, что проблематика конференции посвящена не только истории театра, но и театральным источниковедческим ресурсам, коллекциям, архивам, фондам библиотек. Директор РГБИ представила вышедший сборник материалов Одиннадцатых Международных Михоэлсовских чтений «Национальный театр в контексте многонациональной культуры».
Каждое выступление участников первого дня конференции стало новой уникальной страницей в истории развития театрального искусства, изучении постановок пьес, режиссерских методов инсценировок, интерпретации классики в драматическом театре, на оперной и балетной сцене.
Директор Центральной научной библиотеки Союза театральных деятелей РФ Л.Ю. Сидоренко рассказала о неизвестных материалах истории студенческого театра МГУ, найденных в хранящейся в библиотеке папке известного мхатовского актера К.М. Бабанина, долгое время руководившего самодеятельным коллективом.
Из Стамбула прозвучал доклад театроведа Х.Э.Новрузовой, посвященный наиболее интересным постановкам Чехова на турецкой сцене, в том числе таких российских режиссеров, как Гинкаса, Райхельгауза, Хейфеца.
Е.С.Абелюк, известный исследователь творчества Юрия Любимова, рассказала о постановках знаменитого режиссера в России и за рубежом по роману Достоевского «Преступление и наказание».
В своем выступлении директор РГБИ А.А.Колганова уделила внимание инсценировке, как объекту библиографирования, важной для исследователей системе поиска текстов драматургических вариантов в каталогах библиотек, степени допустимости «перевода» оригиналов в драматургию, юридическим аспектам авторства драматургических текстов.
Старший научный сотрудник. ГЦТМ им. А. А.Бахрушина Л.В. Старостина познакомила с разными трактовками образа Дон Карлоса в европейской драматургии.
Кандидат искусствоведения П.А. Руднев представил исследование, связанное с изучением Александром Солженицыным творчества Александра Островского. На протяжении двух лет 70-летний писатель внимательно прочитал 10 томов произведений Островского, оставив в свих записках оригинальные высказывания об особенностях языка, тематики классика русской драматургии.
Доктор истории Т.М.Бартеле из Риги познакомила с палитрой неоднозначных рецензий латвийской прессы после премьеры «Дворянского гнезда» И.С.Тургенева на сцене национального театра в тридцатые годы прошлого века.
Из Казани прозвучало выступление доктора искусствоведения Р.Р.Султановой о постановках самого известного исторического эпоса татарского народа «Идегей».
Специалист РГБИ, кандидат филологических наук О.В. Голубева прочитала доклад на тему «Король-Орфей» как опыт «синтетического» искусства в творчестве К.Дебюсси, В.Сегалена, Г.Моро.
Е.Д.Токарева, хранитель музейных предметов ГЦТМ имени А. А. Бахрушина представила две афиши 70-х годов – Московского областного ТЮЗа и Ивановского театра кукол к «Слову о полку Игореве». Оригинальное художественное решение сделало их ценными объектами музейного хранения и изучения.
Увлекательным экскурсом в искусство начала прошлого века стало выступление доктора филологических наук Л.Ф.Кациса «Театр для себя» Н. Н. Евреинова на страницах «Кине-журнала».
Аспирант ГИТИСа К.В.Попова рассказала об особенностях «перевода» пушкинского «Евгения Онегина» на язык классического и современного балета.
Кандидат филологических наук Г.А. Элиасберг представила свое исследование постановок на театральных сценах разных стран рассказов и романов Шолом-Алейхема.
Р.И.Островская, старший научный сотрудник ГЦТМ им. А. А. Бахрушина познакомила с постановками «Идиота» Достоевского на сценах российских театров, начиная с первого представления 1899 года, где в роли Настасьи Филипповны блистала знаменитая Мария Ермолова.
25 ноября международная конференция « Театральная книга между прошлым и будущим» продолжит свою работу.
Ссылка на трансляцию конференции на Youtube