Дата: 24.05.2017
Главная специализированная библиотека по искусству в России отмечает 95-летие. Трудно представить, что в годы войн и революций «великим старикам» Малого театра удалось создать новаторскую структуру, которая была призвана стать соавтором театральных постановок. А позже – и кинофильмов. Работа не останавливается и в юбилейные дни. Репортаж Юлии Казюковой.
Занятия кафедры сценического костюма Школы-студии МХАТ. Барокко. Отношения Людовика XIV с Мольером. Чтобs понять «Тартюфа», надо знать эпоху в подлинных деталях. Наталья Ездина – автор методики, по которой работают уже три десятилетия.
«Это то, о чем мечтал Станиславский. У него были записки о создании школы при МХАТе и он мечтал в театре это сделать. Он говорил, что библиотека и музей необходимы для любого творца», - рассказывает сотрудник РГБИ, преподаватель Школы-студии МХАТ Наталья Ездина.
Мечту Станиславского воплотили в 1922-м. Декан школы Малого театра Александр Фомин не только отдал в дар коллекцию уникальных книг, но предложил превратить библиотеку в живой организм для работников театра.
«Все экзамены, сессии, мы проводили здесь – спали, ели, читали. И большинство книг моей жизни – 80 процентов, я прочел здесь», - признается ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий.
Библиотека-лаборатория и библиотека-музей. Кроме редких книг, здесь уникальные фотографии, рукописные материалы, коллекции видеофильмов, театральные эскизы.
В выставочном зале – постоянно меняющиеся выставки. Сейчас разгадывают «Тайны красной обуви». Экспозиция из коллекции Назима Мустафаева. Здесь и китайские женские туфельки, похожие на детские, и европейская обувь на очень узкую стопу.
«После "Дягилевских сезонов" в моду вошел русский стиль и татарские сапоги, пошитые на экспорт, продавались во Франции. Известно, что на одной из фотографий Айседора Дункан стоит в подобных сапогах с Есениным», - рассказывает главный библиотекарь РГБИ Светлана Большакова.
Вполне современная библиотека с онлайн-ресурсами, с уникальным фондом занимает лишь половину исторического дома в театральном квартале. Директор РГБИ Ада Колганова говорит, что возможности библиотеки существенно бы выросли, если бы особняк был полностью ей передан.
«У нас есть проект, как должен выглядеть дворик со своей сценой на дворе, со своими сидениями для читателей, с книжными лавками, с витринами, которые перемещаются, выставочными. Это пространство работало бы на город», - уточняет директор Российской государственной библиотеки искусств Ада Колганова.
Но пока РГБИ вынуждена делить здание с Роспотребнадзором. И мечты о премьерах, кинопоказах, мастер-классах остаются только мечтами.