Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

Российская государственная
библиотека искусств

"Искусство помогать искусству"

Афиша на месяц







ЧТОБЫ ОЦЕНИТЬ УСЛОВИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ИСПОЛЬЗУЙТЕ QR-КОД

ИЛИ ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ



Сервис подачи электронного обращения





В электронном каталоге На сайте

9 марта в РГБИ открылась выставка «Памятники Бахчисарая в объективе фотокамеры, 1910-е»

Дата: 10.03.2017

Выставка, открывшаяся в Голубом зале РГБИ, стала главным событием  уникального проекта, посвященного культурному наследию крымских татар. Проект посвящен 100-летию Бахчисарайского музея, 140-летию его основателя и первого директора Усеина Боданинского, 95-летию РГБИ и предстоящему 150-летию основателя РГБИ Александра Фомина.

Экспозиция впервые представила коллекции фотографий древней столицы Крымского ханства из фондов РГБИ и Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника.

На ее открытие собрались представители крымско-татарских организаций, потомки семей Боданинских и Фоминых, специалисты музеев и библиотек.

Открывая выставку, директор библиотеки А.А.Колганова отметила, что для РГБИ было очень важно показать широкому зрителю фотографии, которые почти сто лет находились в фондах библиотеки и музея и не были исследованы.

История документальных фотографий, представленных на выставке, как и история семьи Фоминых-Боданинских, удивительна.

В 1916 г. будущая жена Александра Фомина – искусствовед Софья Фомина (урожденная Львова) – вместе с Усеином Боданинским и его супругой Ольгой (сестрой А. Фомина) участвовали в обследовании памятников Бахчисарая. Фотографии, сделанные в этой поездке, были переданы в Бахчисарайский музей, но, к сожалению, не сохранились. К счастью, для съемок использовалась модная в то время стереокамера, дававшая для объемного эффекта парные снимки одного объекта. Семьдесят семь снимков (возможно, вторые отпечатки для стереопар) – оказались в Москве у Софьи Фоминой и со временем были переданы в библиотеку ее директором Александром Фоминым.

В фондах Бахчисарайского музея остались другие фотографии, которые в течение трех лет – с 1912 г. – делал архитектор Сергей Некрасов, занимавшийся реставрацией Ханского дворца. Наиболее интересные – 50 снимков дворца, городских зданий и мечетей музей демонстрирует на выставке.

Специально для этой экспозиции Политехнический музей впервые предоставил фотокамеры и фотопринадлежности начала прошлого века, которые могли использовать авторы снимков.

Трагической оказалась судьба Усеина Боданинского. Сын известного просветителя, автора первого в Крыму русско-татарского букваря Абдурефи Боданинского, Усеин после окончания Симферопольской школы поступил в Московское Строгановское училище, где познакомился с его преподавателем – Александром Фоминым. Усеин Боданинский стал успешным художником-декоратором в Санкт-Петербурге, женился на Ольге Фоминой, но вернулся на свою Родину в Крым и посвятил себя сохранению культурного наследия крымских татар. После Февральской революции Усеин был назначен комиссаром бывшего Ханского дворца в Бахчисарае, где в ноябре 1917 г. торжественно открылся Национальный музей крымских татар.

В конце 1920-х гг. в стране началась борьба с религией, в результате которой в Бахчисарае были разрушены более 30 мечетей, а в 1934 г. власти, борясь с «национальным уклоном», отстранили Боданинского от руководства музеем. Он уехал из Крыма, вернулся к работе художника-оформителя, но в 1937 г. был арестован и вместе с другими известными деятелями науки и культуры Крыма расстрелян в1938 г.

Усеин Боданинский мечтал превратить Бахчисарай в город-музей, который сохранил бы свой неповторимый восточный колорит. Фотографии выставки представляют многие памятники, не дошедшие до наших дней.

На открытие выставки пришли потомки семей Фоминых и Боданинских, которые стараются воссоздать историю своей семьи. Внучатый племянник Усеина Боданинского, доктор физико-математических наук, профессор Айдын Эшреф Шемьи-заде рассказал о значимости У. Боданинского как художника-оформителя, который работал в Москве, Санкт-Петербурге, Тбилиси и других городах. Внучатый племянник Александра Фомина, внук архитектора Валерия Фомина - Кирилл Дмитриевич Фомин, потомственный архитектор, поблагодарил РГБИ за большую работу по сохранению и изучению творческого наследия его семьи.

О значимости экспозиции говорили доктор исторических наук, временно исполняющий обязанности директора Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, Илья Владимирович Зайцев и коллекционер Низами Рефартович Ибраимов.

Выступавшие отмечали важность совместной работы РГБИ и Бахчисарайского музея. Идея проведения проекта была поддержана Госфильмофондом и коллекционером Низами Ибраимовым, которые предоставили специально для этого проекта кинофильмы начала прошлого века о народном герое крымских татар – легендарном разбойнике Алиме. Большую работу провел Политехнический музей, в частности присутствовавшая на открытии хранитель коллекции фототехники Политехнического музея Елена Николаевна Лопатина. Изучив представленные РГБИ фотографии, она отобрала для экспозиции фототехнику и фотопринадлежности, которые соответствуют формату, жанру и времени проведения съемок.

Выставка стала результатом многолетней исследовательской работы специалиста РГБИ Т.А.Мордкович. Она поблагодарила всех, кто принял участие и помогал в подготовке этого проекта, выразила надежду, что изучение вклада семьи Фоминых-Боданинских продолжится и откроет еще много неизвестных страниц. Она провела экскурсию по экспозиции и пригласила собравшихся к участию в дальнейшей программе проекта.

Всем гостям выставки были подарены специально изданные комплекты открыток - фотографий Бахчисарая из фондов РГБИ.