Новая русская музыкальная критика. 1993–2003. В трех томах. Том 1: Опера. ред.Ольга Манулкина, Павел Гершензон
Новая русская музыкальная критика. 1993–2003. В трех томах. Том 1: Опера. М.: Новое литературное обозрение, 2015. — 576 с.
Новая российская музыкальная критика возникла в начале 1990-х годов одновременно с новыми независимыми медиа. Главными принципами новых медиа и новой критики были актуальность, оперативность, жесткость, динамичность —все то, что обычно входит в понятие «новая волна». Новая российская музыкальная критика 1990-х годов поставила перед собой амбициозную задачу сформировать новое ощущение музыки, театра, сформировать l’esprit nouveau, выдвинуться в авангард художественного процесса. Официозному российскому оперно-балетному театру (за исключением, пожалуй, Мариинского, который тогда сам был авангардом) ничего не оставалось, как принять вызов — то есть проснуться. Сборник избранных статей, опубликованных в 1993–2003, ставит целью отразить взаимовлияние процессов, происходящих в средствах массовой информации (рождение и смерть изданий, поиск форматов, смена интонации), и сложного, порой мучительного обновления в русском музыкальном театре.
ISBN 978-5-4448-0231-1 (т. 1)
ISBN 978-5-4448-0232-8