Самым ярким событием начала ХХ века в придворной жизни России стало празднование очередной годовщины Дома Романовых. Оно вошло в историю как Костюмированный бал в Зимнем дворце 1903 года. Все участники бала были одеты в костюмы «допетровской эпохи», специально созданные А.Я. Головиным, И.А. Всеволожским, С.С. Соломко и лучшими портными-модельерами Н.П. Ламановой, И.И. Каффи, А.Ф. Иващенко и Е.Т. Ивановой.
По словам современников, бал был не просто «великолепным зрелищем, но цельным произведением искусства». Карнавальные костюмы стали эталоном для художников сцены и кинематографа, в последствии обращавшихся к историческим темам. Таким образом, театр и кинематограф формировали искаженное представление зрителей о русском национальном костюме.
Только в наше время, благодаря научным исследованиям, собранным в фондах специальных библиотек, таких как РГБИ, открытию доступа к хранилищам музеев и архивов, таким художникам как Э.П. Маклакова и Л.Ю. Нови удалось восстановить на экране подлинный исторический костюм.
Художники-технологи по костюму Школы-студии МХАТ под руководством народного художника России, профессора Э.П. Маклаковой продолжили разработку этого вопроса. Материалы их исследований составили основу выставки «Маскарадные иллюзии. Бал в Зимнем Дворце 1903 года».
Наряд Великой Княгини Елизаветы Федоровны был одним из самых ярких и запоминающихся. Вместе с мужем, Великим Князем Сергеем Александровичем, она заказала эскизы костюмов художнику С.С. Соломко. Костюм Елизаветы Федоровны, вероятней всего, был сшит в мастерской знаменитой Н.П. Ламановой, которая на тот момент была поставщицей двора Великого Князя Сергея Александровича. Платье было богато украшено вышивкой, выполненной московскими монахинями под руководством и при участии фрейлины их императорских величеств М.Н. Ермоловой.
По словам Великого Князя Александра Михайловича, на балу шло соревнование за первенство между Эллой (Великой Княгиней Елизаветой Федоровной) и княгиней Зинаидой Юсуповой.
Костюмы этого бала, в том числе и наряд Великой Княгини Елизаветы Федоровны, нередко вдохновляли различных художников. Так, в Русских сезонах Дягилева в Париже Анна Павлова исполняла «Русскую» пляску в похожем кокошнике, а к празднованию 300-летия Дома Романовых были выпущены игральные карты, переиздававшиеся и в советское время, где наряд Великой Княгини Елизаветы Федоровны явился прототипом для наряда дамы-треф. Весьма активно образы бала 1903 года были использованы и создателями костюмов для американской киноэпопеи «Звездные войны».
Во время работы над проектом «Маскарадные иллюзии. Бал в Зимнем Дворце 1903 года» студенты кафедры сценического костюма Школы-студии МХАТ изучали, хранящиеся в РГБИ, воспоминания путешественников XVI-XVII веков, научные труды современных исследователей русского костюма допетровской Руси, а также книги историков XIX века: П.П. Савваитова, И.Е. Забелина, А.В. Висковатова, Ф.Г. Солнцева, которыми пользовались их предшественники – создатели маскарадных костюмов для императорского бала.
В 1903 году Петербург охватила настоящая «бальная лихорадка»: разговоры были только о предстоящем событии, примерки и обсуждения шли с утра до вечера. По воспоминаниям Великой Княгини Марии Георгиевны, все бросились изучать старинные изображения и гравюры, рыскали по музеям, советовались с известными художниками. Наиболее пытливые даже ездили в Москву в «Музей старины» Н.Л. Шабельской, чтобы увидеть подлинные украшения, ткани и фасоны русского народного костюма.
Однако никто из участников бала не ставил целью историческую реконструкцию национального костюма. Все увлеченно занимались великосветским маскарадным развлечением. Многие наряды, пошитые в мастерских императорских театров, в историческом смысле были весьма условны. Они изготавливались по театральным технологиям. Исследователи отмечают, что в некоторых образах, действительно, использовались оригинальные аксессуары прошедших эпох. Как правило, это были отдельные детали туалета: пуговицы, фрагменты тканей, посохи, оружие, слуцкие пояса, русские кокошники.
Заметным исключением являлись наряды Императора Николая II и Императрицы Александры Федоровны, созданные по эскизам Е.П. Пономарева и И.А. Всеволожского. Они были дополнены подлинными предметами XVI-XVII веков из Оружейной палаты (в описи говорится о 16 наименованиях, среди них – посох царя Алексея Михайловича и поручи царя Федора Иоанновича). Значительная часть украшений царской четы, особенно для Императрицы, были выполнены фирмой Карла Фаберже из драгоценных камней и жемчугов Бриллиантовой комнаты Эрмитажа.
Балерина Тамара Карсавина так описывала наряд Александры Федоровны: «На Императрице был надет тогда подлинный сарафан царицы Милославской. (Современники принимали одеяния участников за настоящие, тем самым закладывая ошибочное представление об их «подлинности» – ред.). Танцуя в тот вечер в кордебалете, я могла всецело отдаться созерцанию окружающего великолепия. Молодая Императрица в тяжелой тиаре, надетой поверх вуали, полностью скрывавшей волосы, своей строгой красотой напоминала византийскую икону; она держала голову так прямо и казалась столь напряженной, что я подумала: ей будет трудно наклоняться над тарелкой за ужином. Еще лучше я смогла рассмотреть ее в антракте сквозь дырочку в занавесе, вокруг которой разгорелась настоящая борьба; ее платье из тяжелой парчи было сплошь расшито драгоценными каменьями». (Т. Карсавина. Театральная улица. М., 2004. С. 160-161).
Преподаватели Школы-студии МХАТ поставили задачу перед будущими художниками-технологами изучить костюм допетровской Руси: освоить особенности кроя, уделить внимание аксессуарам, тканям и орнаментам. Эти изыскания, позволившие понять отличия между подлинными одеждами русских царей, знати и карнавальными костюмами, нашли свое отражение в студенческих «технологических альбомах», представленных на выставке.
Театральные технологии, которыми овладевают во время обучения студенты кафедры сценического костюма Школы-студии МХАТ, помогают создавать имитации дорогих тканей, мехов, вышивок, кружев, жемчужных ожерелий и других драгоценных украшений. На презентации выставки студенты поделились профессиональными секретами. Так, Юлия Шевченко для оформления макета маскарадного костюма боярыни XVII века, принадлежавшего Е.К. Солдатенковой, использовала настоящие кружева, и на их основе выкладывала рисунок обыкновенной бечевкой. Самые простые материалы используются в работе студентов: крафт-бумага, горох, пшено, веревка и многое другое. На создание одного макета уходит около месяца. Такой кропотливый труд требует настоящего умения и мастерства и, безусловно, изобретательности и фантазии.
В рамках выставки «Маскарадные иллюзии. Бал в Зимнем Дворце 1903 года» дипломница кафедры сценического костюма Школы-студии МХАТ Вера Пишевец провела мастер-класс. На занятии слушатели познакомились с основными этапами работы художника по костюму, начиная от тщательного подбора книг по заданной теме и заканчивая воплощением идеи. На примере двух макетов костюмов: «пушкаря времен царя Алексея Михайловича» для герцога М.Г. Мекленбург-Стрелицкого и «княжеского наряда XVII века» для Великой Княгини Елизаветы Федоровны, были продемонстрированы чертежи кроя, схемы вышивок, имитация золотного шитья, а также материалы, которые используют в своей работе специалисты по технологии костюма. На мастер-классе был проведен сравнительный анализ несоответствия между одеждой русского двора XVII века и фантазийными нарядами бала 1903 года.