Собственное отношение к премии О. Шейнцис выразил просто: «К наградам отношусь иронично. Если относиться к ним серьезно, они могут приносить порчу. Можно и впрямь подумать, что ты какой-то великий, и ходить этаким дурнем. Мои «Золотые маски» — это компенсация родственникам за те неудобства, что они терпят от меня. Небольшое доказательство осмысленности моей работы — ведь у большинства людей наш труд вызывает сомнения». (Независимая газета, 24 марта 2004).
ОЛЕГ ШЕЙНЦИС. Фотография Валерия Плотникова
«Я не в силах перечислить всего, что сделано Олегом Шейнцисом для становления «Ленкома» и превращения его из Театра имени Ленинского комсомола в своеобразный и примечательный московский театр, — писал художественный руководитель и главный режиссер театра Ленком М. Захаров. — Он формировал его эстетику, начиная от служебных бланков и до узорчатых ворот двора… Он причастен к репертуарным поискам «Ленкома» и рождению его лучших спектаклей». (Художник и сцена. М., 1988).
Доктор искусствоведения, главный редактор журнала «Сцена» А. Михайлова говорила об О. Шейнцисе: «Каждый его новый спектакль — это неожиданность. Мне кажется, что это его программная позиция. В каждом спектакле он делает что-то первым, … каждый его новый спектакль не похож на прежний, и каждый раз он работает ради пьесы, ради ее режиссерского толкования. Поэтому он один в России имеет афишное наименование «режиссер-сценограф». (Из интервью «Радио Свобода». 2006).
ОЛЕГ ШЕЙНЦИС. Эскиз «Золотой маски»
«Когда в 1993 году Секретариат Союза театральных деятелей России решал вопрос о введении ежегодной национальной театральной премии, Олег Шейнцис предложил создать приз — ее символ, а в следующем году разработал дизайн изящного Памятного знака.
Он сделал это просто, красиво и остроумно. Взяв за основу венецианскую маску, художник придал ей сходство с двуглавым орлом. Символ российской державы органично вписался в символ европейского театра. Под красной шапочкой Арлекина (во лбу шапочки, как третий глаз, — еще одна маска) разлетаются в стороны золоченые орлиные крылья.
Автор приза сам дважды становился лауреатом знаменитой награды: за сценографию спектаклей Ленкома «Чайка» и Большого театра «Любовь к трём апельсинам».
Собственное отношение к премии О. Шейнцис выразил просто: «К наградам отношусь иронично. Если относиться к ним серьезно, они могут приносить порчу. Можно и впрямь подумать, что ты какой-то великий, и ходить этаким дурнем. Мои «Золотые маски» — это компенсация родственникам за те неудобства, что они терпят от меня. Небольшое доказательство осмысленности моей работы — ведь у большинства людей наш труд вызывает сомнения».
(Независимая газета, 24 марта 2004).
ОЛЕГ ШЕЙНЦИС. Логотип Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова
2019 — год XIV Международного театрального фестиваля имени А.П. Чехова. Неизменно все афиши и программы фестиваля украшают лаконичные и выразительные логотипы, автор которых — Олег Шейнцис. Высокий профессионал, он безошибочно нашел легко узнаваемый, чрезвычайно привлекательный и легко читаемый дизайн для одного из самых ярких театральных событий.Главному художнику «Ленкома» одинаково дорого было все, что имело отношение к театральным подмосткам. Здесь для него не существовало вещей незначительных. С равным вниманием и серьезностью относился О. Шейнцис ко всем составляющим элементам сценографии. Хорошо чувствующий стиль художник всегда находил гениальные в своей простоте решения, будь то ломка привычного сценического пространства или создание логотипа фестиваля.
ОЛЕГ ШЕЙНЦИС. «Юнона» и «Авось» А. Вознесенского, А. Рыбникова. 1981
Первой работой О. Шейнциса в качестве главного художника в театре М. Захарова стала знаменитая постановка «Юнона и Авось» (1982). Успех премьеры был сенсационным. Спектакль стал визитной карточкой театра, а О. Шейнцис — одним из лучших сценографов России. Вспоминает народный артист России В. Певцов: «Спектакль «Юнона» и «Авось» — памятник самому себе: я нигде в мировой практике такого не помню, чтобы театральная конструкция держалась так долго и не теряла качества абсолютно. По воле свыше тут сошлись гениальность Марка Захарова, Алексея Рыбникова, Владимира Васильева и Олега Шейнциса, сделавшего потрясающие декорации». По словам народной артистки России Е. Шаниной, «актеры буквально сливались со структурой, которую придумывал художник». М. Захаров не раз признавался, что мнение О. Шейнциса формировало и меняло его режиссерские замыслы. А сам сценограф отмечал, что «Марк Анатольевич Захаров не давил авторитетом, а наоборот, предоставлял мне возможность оставаться непредсказуемым».
ОЛЕГ ШЕЙНЦИС в «Театралке» (ГЦТБ — РГБИ). 1975. Фотография Валентины Комоловой
В РГБИ, бывшую в те времена «Театралкой», Олег Шейнцис пришел студентом и проводил здесь много времени. Став театральным художником, работал над созданием своих спектаклей, затем за знаниями отправлял сюда же своих студентов. О педагогической работе О. Шейнцис писал: «Мы, преподаватели-художники, не педагоги, и мы не относимся к молодым, как к студентам. Формула учитель-ученик здесь не действует, мы в другой системе взаимоотношений, которая возникла спокон веку. Не через лекции, но в совместном труде они получают арсенал приемов, умений и становятся потом сами мастерами. Художника нельзя сделать. Но выстроить систему мировоззрения — можно. Выстроить систему нравственно-этическую, систему существования в мире, систему существования с партнерами — это все можно. Изменить слово «конкуренция» на «соперничество» — можно, как и выработать этические нормы этого соперничества. Познать, где неизбежные компромиссы являются нарушением суверенности художника, предательством его собственного «я», а где нет. Если нет этой стороны, то рисовать студент не сумеет».