Н.Н. Гончарова. Букет. 1990. Метал, масло, порошок, лак. Собрание музея Жостова
Нина Николаевна Гончарова (1927 – 2013) – ведущий художник Жостовской фабрики декоративной росписи. Её творчество пришлось на период расцвета промысла – 1950-1980-е годы. Заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии им. И.Е. Репина Нина Николаевна родилась в семье потомственных мастеров Беляевых и прошла обучение у известного художника фабрики А.П. Гогина. Участие во многих международных и отечественных выставках принесло ей заслуженное признание. Её подносы хранятся в Государственном Русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Тюменской областной картинной галерее и других коллекциях.
По признанию самой художницы, для творческой работы мысли, фантазии воображения «нужны новые впечатления, новые материалы. Причём увиденные на выставках, в книгах, репродукциях, какие-то новые мотивы, формы, орнаменты воспринимаются мастерами не как эталоны для копирования, а как творческая подсказка, толчок для их фантазии».
«Постоянно ощущаешь творческую потребность в знаниях», которая восполняется через новые впечатления, полученные на выставках, в книгах, в репродукциях. «Мы пишем по памяти, по воображению, по традициям, мы наблюдаем природу, ходим в музеи, смотрим открытки, книги. Увиденные цветы непроизвольно остаются в памяти, а потом как-то влияют на облик наших букетов».
К.В. Грибков. Цветы в корзине. 1920. Метал, масло, бронза, лак. Собрание музея Жостова
По традиции XIX столетия на клеймах подносов и в описаниях выставок упоминались только имена фабрикантов, подлинные же создатели оставались безвестными. И лишь народная память сохранила имена мастеров. Среди них и имя Константина Васильевича Грибкова (ок. 1860 – 1926). Настоящая фамилия художника была Рыбаков, но он сменил её на Грибков, так как жил неподалеку от Жостова, в деревне Грибки.
Он закончил Строгановское училище и до революции работал художником-оформителем в Большом театре.
Константин Васильевич, пожалуй единственный из жостовских живописцев, расписывал подносы не в духе традиционной народной импровизации, а по собственному предварительному эскизу. Развивая жостовский стиль, Грибков всегда шёл самостоятельным путем, поражая товарищей оригинальностью и разнообразием сюжетов.
Е.И. Миронов. «Черепашка». 1920. Собрание музея Жостова
Жостовские мастера всегда добивались успеха, опираясь на собственные традиции и открытия. Одним из новшеств конца XIX века стал приём украшения подносов коптящим пламенем свечи. На покрытой светлым лаком поверхности подноса появлялся вибрирующий узор, напоминающий панцирь черепахи. В народе он получил название «под червячок» и был очень популярен. Сегодня такие подносы можно увидеть в музее Л.Н. Толстого в Хамовниках и музее А. А. Блока в Шахматове.
Артель «Металлоподнос». Обложка альбома. 1910-1920-е годы. Папье-маше, масло, лак. Собрание музея Жостова.
Хорошо известны в нашей стране и за рубежом красочные подносы Жостова , а вот обложки для альбомов, в которых барышни когда-то собирали стихи и рисунки своих поклонников, впервые показаны на выставке.
Знаменитый жостовский промысел в 20-х годах XIX столетия начинался с производства разнообразных предметов из папье-маше, украшенных живописными лаковыми миниатюрами. В том числе изготавливались и обложки для альбомов. Вспоминая о своих корнях, современные художники тоже расписывают обложки или панно из папье-маше. Так, главный художник жостовской фабрики Б.В. Графов в народном стиле украсил обложку ярким, задорным петухом (1960), а заслуженный художник РСФСР Н.Н. Гончарова свою обложку-панно – сочными, аппетитными фруктами (1969). Эта работа подписана: «Беляевой Любе в день бракосочетания от товарищей по работе». Расписывал обложки в 1960-х годах и представитель прославленной династии В.В. Клёдов . Специально для нашей выставки художники Жостова, воссоздали целую серию альбомных обложек по старым образцам XIX века.
Среди раритетных обложек, представленных в экспозиции, обложки 1910-1920-х годов, расписанные неизвестными авторами артели «Металлоподнос». На одной из них, изображен венок из цветов и плодов. «Венок» – классическая цветочная композиция жостовской декоративной росписи наряду с «собранным букетом», «букетом в раскидку», «венком с угла» и «гирляндой».
П.И. Плахов. Цветы. 1957. Металл, масло, бронза, лак. Собрание музея Жостова.
Каждая выставка приносит свои открытия, интересные знакомства. Так неожиданно произошла наша встреча с учеником Павла Ивановича Плахова.
Знаменитый мастер и педагог Жостова П.И. Плахов (1915 – 1996) явился как бы связующим звеном между поколениями современных художников и «великих стариков», возрождавших промысел в 1920-е годы: И.С. Леонтьевым, А.И. Лёзновым, П.С. Курзиным, А.П. Гогиным и другими.
Ученик Павла Ивановича рассказал нам много интересного о своём педагоге. Любопытно было узнать о манере работы известного мастера: «Все художники приходили на работу, садились и начинали усиленно трудиться. Плахов же мог войти с букетом собранных по дороге цветов и долго разглядывать их или смотреть вдаль. Все работают, а он пребывает в своих мыслях, любуясь букетом. (Кстати, так же мог начать свой день и другой именитый художник фабрики – Андрей Павлович Гогин). Неожиданно мастер «возвращался» к реальности, брал в руки кисть и, виртуозно работая ею, раньше других заканчивал свой необыкновенно красивый поднос».
Таким образом был создан поднос «Цветы» (1957), представленный на выставке.