Дата: 26.09.2016
Лекция была приурочена к 150-летию со дня выхода романа и 195-летию со дня рождения писателя.
Лекцию провела специалист Отдела хранения библиотечных фондов Юлия Галкина.
Роман “Преступление и наказание» считается знаковым для автора, часто переводимым, самым узнаваемым. Роман был написан в непростое для самого Федора Михайловича время, под впечатлением от выпавших на его долю невзгод. Сразу после публикации в 1866 году роман вызвал множество откликов, появились инсценировки, а затем и экранизации. Существует около 17 известных воплощений романа на экране, из них 6 не сохранились или до сих пор не найдены.
«Перед каждым кинематографистом, – сказала Ю. Галкина, – взявшимся за адаптацию известного произведения, встаёт непростой вопрос – насколько точно следовать литературной основе, какую атмосферу необходимо создать и как избежать иллюстративности. Эти фундаментальные проблемы аутентичного воплощения каждый кинематографист в истории кино решал по-разному».
Первые экранизации романа – немые короткометражки - появились в первом десятилетии XX века в России, США, Германии.
Лектор подробно остановилась на первых киноверсиях великого романа, на судьбе некоторых актёров, снявшихся в роли Родиона Раскольникова. Ярким свидетельством интереса к русскому роману стали экранизации, созданные режиссёрами Робертом Вине (Германия, 1923 г.), Пьером Шеналем (Франция, 1934 г.), Джозефом фон Штернбергом (США, 1935 г.).
Отрывки из фильмов, слайды, показанные в ходе лекции, позволили зрителям проследить, как менялись типажи актёров и сама идейная основа романа в различных экранизациях.
Оригинальность воплощения произведения продемонстрировали работы бразильского режиссера (Хейтор Дхалия «Нина», 2004 г.) и польского (Пётр Думала «Преступление и наказание», 2002). Оба фильма, полнометражный и анимационный, стали призёрами международных кинофестивалей.
Лектор остановилась и на телевизионных версиях романа, проведя сравнение двух сериалов – Великобритании (BBC, 2002 г.) и России (ОРТ, 2007 г.), поставленных на высоком художественном уровне и с уважением к первоисточнику.
В завершение своей лекции Ю. Галкина отметила, что интерес к этому литературному произведению не угасает. Так, в 2011 году российский режиссёр Дмитрий Мамулия приступил к новой экранизации бессмертного романа, который он обещал по-новому «переиграть».
Слушателям были показаны не только отрывки из наиболее интересных фильмов, но также представлена выставка изданий, посвящённых Ф.М. Достоевскому и новые CD-диски спектаклей провинциальных театров, поставленных на основе «Преступления и наказания», поступившие в видеофонд РГБИ.