Дата: 23.12.2015
В Российской государственной библиотеке искусств хранится богатая коллекция изобразительных материалов (эскизов к спектаклям и кинофильмам, гравюр и литографий, фотографий, открыток и репродукций). Фонд гравюр и литографий РГБИ насчитывает более 30 тысяч листов, созданных в XVII – XXI веках и посвященных различным аспектам истории, культуры и искусства России и зарубежных стран со времен античности до настоящего времени.
Сегодня мы хотим рассказать о новых приобретениях произведений печатной графики в уходящем 2015 году. Коллекция гравюр и литографий РГБИ пополнилась 36 замечательными образцами западноевропейской и русской гравюры XVII – XIX веков.
Среди них особое место занимают 26 портретов французских, немецких, испанских, португальских и голландских вельмож, негоциантов, музыкантов, художников и теологов, выполненные известными мастерами гравюры XVII века Питером де Йоде, Николасом ванн дер Хорстом, Вольфгангом Килианом, Корнелисом Висхером, Криспином де Пассом, Лукасом Востерманом и др. в техниках резца, офорта и меццо-тинто.
Ценность новых приобретений не только в их высоком художественном исполнении, но и в том, что это портреты реальных людей, живших 400 лет назад, многие из которых стали не только участниками важнейших исторических событий, но и героями приключенческих романов. Назовем для примера портреты Анны Австрийской - королевы Франции, супруги Людовика XIII и героини знаменитого романа А.Дюма «Три мушкетера» и ее младшей сестры Марии Анны Испанской – первой супруги императора Священной Римской империи и короля Венгрии Фердинанда III. Или портрет папы Римского Павла V, чье правление ознаменовано осуждением труда Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер» (1616 г.), инквизиционным процессом против Галилео Галилея, причислением к лику блаженных (1610 г.) Игнатия Лойолы и Терезы Авильской.
Поступившие в собрание РГБИ гравированные портреты интересны и тем, что созданы современниками портретируемых, на них хорошо видны детали костюма и аксессуары, прически и другие «мелочи», которые очень важны для воссоздания образа эпохи при работе над художественным фильмом или спектаклем, над иллюстрациями к художественным произведениям, для визуального сопровождения неигрового кино, издания научных трудов и научно-популярных книг.
В 2015 году удалось продолжить комплектование коллекции РГБИ двумя гравированными листами из знаменитой «Шекспировской галереи» Джона Бойделла: «Король Ричард II» (1801 г.) и «Все хорошо, что хорошо кончается» (1794 г.). В 1786 году художник, гравер и издатель Джон Бойделл задумал грандиозный проект, который стал вершиной его издательской деятельности. Он загорелся идеей создания постоянно действующей экспозиции живописных и графических произведений на сюжеты шекспировских пьес. К реализации своей идеи он привлек лучших английских художников того времени, заказывая им картины на заранее определенные сюжеты. Картины выставлялись в Шекспировской галерее, для которой в 1789 г. было куплено и отреставрировано здание на улице Pall Mall в центре Лондона. Живописные полотна репродуцировались лучшими граверами Англии. Всего за период с 1791 по 1804 Джоном и его племянником Джозайей Бойделлами было издано более 100 листов гравюр! Приобретенные гравюры выполнены пунктиром - техникой, получившей свое развитие во Франции и Англии во второй половине XVIII века. Изображение создается с помощью цветовых пятен путем нанесения точечных углублений на медной пластине, которые при заполнении печатной краской дают черный отпечаток на бумаге. Темные и светлые тона, градация оттенков цвета, игра света и тени достигаются плотным или редким сочетанием точек.
Собрание портретов РГБИ в 2015 году было дополнено 8 гравированными и литографированными портретами русских поэтов В.А.Жуковского и Е.А.Баратынкого, писателя и критика В.Г.Белинского, генерал-лейтенанта Я.П. Кульнева и ученых – академиков Российской Академии наук из серии «Члены Российской Академии» (1835 – 1841 гг.).