Дата: 26.12.2014
24 декабря открылась выставка «И вечность ничто перед ним…», посвященная великому и, наверно, самому загадочному русскому гению – М.Ю. Лермонтову.
Очень немного известно о личности поэта и писателя. Сохранившиеся документы и свидетельства противоречат друг другу. Хотя прошло два века со дня рождения Лермонтова, его творчество до сих пор привлекает и волнует наших современников. Подтвердила это и экспозиция в Российской государственной библиотеке искусств, составленная, в основном, из работ современных художников. Среди них есть и начинающие, и маститые мастера. Все они откликнулись на предложение библиотеки подготовить к юбилею поэта иллюстрации наиболее близких им произведений.
Экспрессивные и лаконичные работы превосходного художника Павла Бунина к трагедии «Маскарад» из фондов РГБИ вместе с иллюстрированными изданиями произведений Лермонтова XIX – начала ХХ в., также представленными в экспозиции, задают тон всей выставке, начиная диалог «прошлого» с «настоящим». Нынешние художники, воспитанные на ставших классикой работах своих предшественников, дают собственный «перевод» текста поэта в визуальные формы. В результате литературные образы, рожденные еще в XIX в., становятся нам ближе.
Чувственное восприятие поэзии Лермонтова передают абстрактные акварельные монотипии уникальных рукописных книг Светланы Никольской.
«Три раза я любил…» Василия Власова – не просто богато иллюстрированное издание, а книга ручной сборки с авторскими линогравюрными вставками. В ней иллюстрации существуют в неразрывной связи с текстом, демонстрируя необычайную визуальность стихотворения.
Фантазией на тему путешествий становится «Парус» в литографированной книге Виктора Гоппе, подчеркивающей бессмертность классики.
Моделью земного шара и в то же время стилизацией японской круговой книги явилась книга-гармошка Марии Ларичевой со всем известным с детства стихотворением «На Севере диком стоит одиноко..».
В ассамбляже (трехмерной композиции, заключенной в ограниченном пространстве) «Гроб Оссиана» Валерий Корчагин прослеживает все этапы создания гравюры к небольшому стихотворению. Как и сам Лермонтов, художник напоминает в иллюстрации о шотландских корнях поэта.
Несколько листов литографий к «Маскараду», выполненные Екатериной Смирновой, дают возможность сравнения различных художественных восприятий и подходов к иллюстрированию этой трагедии.
Показанные на выставке работы выполнены в разных техниках ручной печати: литография, гравюра, цинкография, акватинта. Удивительным образом все они передают вечную юность творчества так рано ушедшего от нас великого поэта.
На презентации художники благодарили библиотеку за возможность по-новому открыть для себя классические произведения и большую честь видеть в экспозиции свои работы рядом с изданиями из ее фондов.