РГБИ провела масштабную культурно-просветительскую акцию, посвящённую 140-летию режиссёра-новатора Александра Таирова — основателя Камерного театра. С 26 сентября по 15 октября 2025 года посетителей ждала насыщенная программа: спектакль-откровение по дневникам Алисы Коонен, встреча с автором книги «Таиров» Михаилом Левитиным, выставка и обзор материалов из фондов библиотеки.
Открытие акции состоялось в рамках первого фестиваля книг по искусству «Артбук-фест», в День театральной книги. Гости фестиваля могли посетить кураторские экскурсии по выставке «Раскрепощённый театр». Экспозиция, собранная из фондов РГБИ, отражала яркие достижения одного из самых противоречивых театральных деятелей начала ХХ века. Среди экспонатов — редкие издания журналов Камерного театра, открытки с автографами Таирова и Коонен, программа спектакля, подаренная Немировичем-Данченко, и знаменитый эскиз, восхитивший Стефана Цвейга.
«Александра Таирова долгое время не понимали и не признавали на родине, в то время как писатель Стефан Цвейг говорил, что можно пройти от Вены до Москвы, чтобы посмотреть его спектакль „Негр“, драматург Юджин О’Нил признавался, что никто лучше Камерного театра не ставит его пьесы, а Бертольд Брехт подарил театру „Трёхгрошовую оперу“ для постановки», — делится куратор выставки Надежда Крежовских.
Специалист Отдела культурных программ и профессиональный режиссёр Надежда Крежовских представила театральную интерпретацию дневников Алисы Коонен, опубликованных в журнале «Мнемозина». Действие пластического спектакля развернулось в Москве 1914 года, где Таиров, несмотря на мировое признание, сталкивался с непониманием. На фоне этих событий раскрывалась личная драма Коонен — актрисы, женщины и богемы.
Музыкальное сопровождение к спектаклю создал известный композитор Наталья Скворцова, написавшая оригинальные мелодии для каждого персонажа. В партитуру вошли мотивы произведений Анри Фортера и Сергея Прокофьева, а лейтмотив Алисы Коонен перекликался с музыкальной темой Таирова.
7 октября состоялась творческая встреча с народным артистом РФ Михаилом Левитиным — художественным руководителем театра «Эрмитаж» и автором книги «Таиров» из серии ЖЗЛ. Директор РГБИ Ада Колганова подчеркнула уникальность работы Левитина: «Он написал о Таирове необычнее, лучше и ближе всех». В ходе встречи Левитин поделился подробностями работы над книгой и рассказал о планах выпустить новое издание. Гости узнали о личности Таирова, его пути в искусстве и писательском таланте.
В рамках «Таировских дней» РГБИ провела обзор литературы и изобразительных материалов «Таиров в фондах РГБИ». «Что остаётся, когда уходит театр? Вообще-то остаётся немало. Воспоминания зрителей, участников спектаклей, остаются статьи театральных критиков, фотографии, эскизы декораций и костюмов. В наших фондах хранятся фотографии, фотооткрытки, и всё это отчасти может рассказать об особенности и уникальности Камерного театра», — подчеркнула главный библиограф Центра визуальной информации Дина Чанышева.
Заведующая Отделом хранения РГБИ Марина Ковтуненко провела обзор книг и театральных программ из фондов РГБИ. Редкое издание «Записок режиссера» Александра Таирова 1921 года раскрывает его философские взгляды на театр, критику натурализма и бытовой драматургии. В РГБИ хранятся редкие экземпляры с дарственными надписями автора. «Режиссура А. Я. Таирова 1914–1924» Ипполита Соколова, «Облик и люди русской сцены» Абрама Эфроса, «Книга о Камерном театре» Константина Державина и другие издания отражают многогранность творческого наследия Александра Таирова и позволяют исследовать различные аспекты его деятельности как театрального реформатора. В Фонде газетных вырезок РГБИ хранятся вырезки из журналов и газет с 1917 до конца 1940-х: «Советская культура», «Советское искусство», «Литературная газета», «Вечерняя Москва», «Известия», «Комсомольская правда», «Труд», «Московский большевик», «Известия», «Вечерний Ленинград» и других. Материалы позволяют детально воссоздать историю Камерного театра и проследить развитие театрального искусства того периода.
Программа завершилась финальной экскурсией по выставке «Раскрепощённый театр», собравшей множество желающих в последний раз познакомиться с экспозицией и узнать о непростой судьбе театрального новатора.








