Александр Наумович Митта — режиссер, чье имя стало синонимом новаторства в отечественном кинематографе. Однако он не планировал связывать судьбу с кино: сначала мечтал стать художником, работал в журнале «Крокодил», а затем поступил во ВГИК, где его наставником стал легендарный Михаил Ромм.
Ранний период творчества Митты ознаменовался яркими работами. Его фильм «Звонят, откройте дверь» (1965) получил престижную награду на Венецианском фестивале, а картина «Друг мой, Колька» (1961) за несколько месяцев собрала аудиторию более 20 миллионов зрителей. Эти успехи заложили фундамент для дальнейшего творческого развития режиссера.
Новаторский подход Митты проявился в создании первого советского фильма-катастрофы «Экипаж» (1979). Картина стала настоящим прорывом: режиссер соединил человеческую драму с захватывающим сюжетом, создав уникальный жанровый гибрид.
Талант Митты раскрывался в умении открывать новые грани известных актеров. Он дал первую большую роль Леониду Филатову, показал Владимира Высоцкого в неожиданном амплуа арапа Петра I, а Андрея Миронова пригласил на сложную роль в философской притче «Сказка странствий».
Особое место в жизни режиссера занимала педагогическая деятельность. Митта создал собственную киношколу, где разработал уникальный метод обучения. Он считал, что кино должно быть зрительским, независимо от жанра, и стремился передать это понимание своим ученикам.
Творческие принципы режиссера нашли отражение в его книгах. РГБИ гордится тем, что в наших фондах хранятся издания его трудов. Благодаря книгам Александра Митты несколько поколений кинематографистов овладели азами профессии и вдохновились на творческие свершения. Его невероятный талант и исключительный профессионализм сочетались с редким умением делиться секретами мастерства и раскрывать потенциал начинающих деятелей кино.
Все свои фильмы Митта снимал о любви — в самом широком понимании этого слова. Он создавал истории, которые заставляли зрителей сопереживать героям, проживать вместе с ними все события. Режиссер верил, что хороший фильм должен иметь сильное драматургическое начало и внятную идею.
РГБИ глубоко чтит тот неизгладимый след, который оставил Александр Митта в истории отечественного кинематографа. Его новаторские идеи опередили свое время, а его работы продолжают восхищать зрителей и служить образцом мастерства для новых поколений режиссеров.
Коллектив РГБИ выражает искренние соболезнования родным, близким, друзьям, коллегам и всем поклонникам творчества Александра Митты.


