Невозможно представить себе историю отечественного театра без спектаклей Анатолия Васильевича Эфроса. Каждая его постановка превращалась в событие для театральной Москвы; с ним считали за честь работать лучшие актеры; на его репетиции мечтали попасть все студенты театральных вузов. Счастливчики, которым это удавалось, на всю жизнь сохранили память о невероятной энергетике режиссера. Сам Эфрос не представлял жизни без репетиционного процесса — не случайно одна из его книг так и называется: «Репетиция — любовь моя».

Исследователи творчества мастера, пытаясь постичь его режиссерский секрет, говорили об «этюдном методе» работы с актерами, об особой манере общения с ними. Сами же артисты считали, что все эти игровые приемы, бесконечные вариации прочтений образа, многократные изменения линии роли служили одному — стремлению раскрепостить актера, дать ему ощущение полной свободы и радости от действия. Режиссер создал особый актерский театр. Он многократно признавался в любви к артистам, которых называл большими детьми.

Начав с современных драматургов Виктора Розова, Алексея Арбузова, Эдварда Радзинского, со временем режиссер все более и более отдавал предпочтение классике. Театральный критик Анатолий Смелянский считает, что с Анатолия Эфроса начинается новая эпоха современных постановок А.П. Чехова, И.С. Тургенева, М.Ю. Лермонтова. В героях их произведений зритель узнавал самого себя, собственные насущные проблемы и переживания.
Из фондов РГБИ на выставке показаны редкие кадры репетиционного процесса, фотографии сцен из известных спектаклей, поставленных в Центральном детском театре, на Малой Бронной, театре им. Ленинского комсомола, на Таганке, театре им. Моссовета, во МХАТ и т.д. Многие из постановок сохранились в режиссерской версии телеспектаклей: «Борис Годунов» А.С. Пушкина, «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» по М.А. Булгакову и Ж.-Б. Мольеру, «Таня» А.Н. Арбузова, «Страницы журнала Печорина» по М.Ю. Лермонтову, «Дальше — тишина…» В. Дельмар, «Тартюф» Ж.-Б. Мольера. Проникнуть в суть режиссерского метода А.В. Эфроса позволяют монографии, воспоминания коллег, стенограммы репетиций, выпущенные отдельными изданиями и, конечно, книги самого мастера, представленные в экспозиции.
Выставка пройдет с 14 мая по 4 июня 2025 года по адресу: Николоямская, 1, 4 этаж
телефон для справок и заказа экскурсий: +7(495)692-04-67

