Дата публикации 22.02.2023
Журналист, писатель Инесса Плескачевская над созданием своей книги «Валентин Елизарьев. Полет навстречу жизни. Как рождается балет» работала, в том числе, в стенах РГБИ. На первой части презентации присутствовали юные учащиеся Московской государственной академии хореографии, и автор книги начала с небольшого рассказа о самом Валентине Елизарьеве.
В Белоруссии представлять Валентина Елизарьева не надо: все, кто ходит на балет, знают это имя. А в России белорусского хореографа знают все специалисты по балетному искусству. Инесса Плескаческая сказала, что ей было легко и приятно работать над книгой. Так вышло, что это имя открыло ей многие двери, которые обычно бывают закрытыми. Например, в книге есть интервью с самим Валентином Николаевичем, с его супругой (она оперный режиссёр), а также с другими людьми, которые обычно неохотно дают интервью (например, Михаил Барышников или Родион Щедрин). Стоит отметить, что целом это не книга-интервью, но в ней, как и в других книгах Плескачевской, много говорящий людей – в этом, можно сказать, состоит творческий метод автора.
Валентин Елизарьев родился в Баку, отец его был русским, а мать украинкой. Учился сначала в Ленинградском хореографическом училище имени Вагановой – сейчас это Академия русского танца – но на последнем курсе получил серьёзную травму плеча. Стало понятно, что танцовщиком ему не стать, но он поступил в Ленинградскую консерваторию и отучился на хореографа. Сразу после выпуска он по распределению попал в Беларусь. Елизарьев думал, что поставит там несколько балетов, а в итоге остался на всю жизнь: в этом году в Беларуси отмечают 50-летие его творческой деятельности.
Елизарьев создал лицо белорусского балет – создал то, чем является сегодня белорусский балет и Большой театр в Минске, у которого есть некоторая известность в мире. Он стал, если можно так сказать, революционером в балете. Его имя в истории советского балета называется вторым сразу за Ю.Н. Григоровичем. Спектакли Елизарьева были для своего времени революционными. Балет «Тиль Уленшпигель», поставленный Елизарьевым в 1977 году в Мариинском театре, прошел всего три раза – в Ленинграде его сочли слишком смелым, со странными, неподходящими для классического балета движениями. А в Минске, как ни удивительно, этот балет шел много лет и выдержал две редакции.
Елизарьев с самого начала заявил о себе как художник, который совершенно ни на кого не похож и абсолютно не предсказуем. Первый спектакль, который он поставил в Минске – «Кармен-сюита» (1974). Тогда все ожидали от него чего-то похожего на то, с чем он прославился в Москве, но Елизарьев поставил совместно со сценографом Евгением Лысиком, (народный художник Украины, которого впоследствии многие называли гениальным) поставил ни на что не похожий спектакль. Кармен и Хозе и Тореро в однотонных костюмах, остальные – в пёстрых. Режиссёр противопоставил человека и толпу, свободу и несвободу.
В ходе презентации автор книги рассказала также о созданном Елизарьевым первом национальном белорусском балете «Страсти (Рогнеда)», балетах «Сотворение мира», «Ромео и Джульетта» и других.
В Беларуси книга Инессы Плескачевской называется «Феномен Валентина Елизарьева»: она вышла в свет чуть раньше, в 2022-м году. В России книга получила название «Валентин Елизарьев. Полёт навстречу жизни. Как рождается балет» и вышла в издательстве АСТ в 2023 году. Презентация этой книги состоялась 15 февраля в РГБИ.