Дата публикации 25.10.2022
Выставку, посвященную хохломской росписи, открыла директор РГБИ А.А. Колганова. Она поблагодарила народных мастеров, художников Надежду Лушину и Николая Гущина за подаренную читателям и гостям РГБИ возможность соприкоснуться с искусством народного промысла. «Сотрудники библиотеки почувствовали, что на каждом из них лежит ответственность перед культурой: от библиотекаря, библиографа, хранителя, экспозиционера зависит то, в какой степени широкая публика будет знать богатства страны – книжные, культурные – и богатства искусства. Обратив свое внимание среди прочего на народные промыслы, мы поняли: надо делать выставку, надо давать возможность мастерам и художникам встречаться с публикой, показывать свое мастерство», – сказала директор.
Николай Гущин назвал выставку «уютной, камерной»: все наглядно, все экспонаты тщательно подобраны, на специальных стендах вдоль стен Голубого зала вдумчиво описаны этапы творческого процесса создания хохломской росписи.
Надежда Лушина поблагодарила РГБИ за теплый прием, за прекрасную экспозицию, за хорошо знакомые книги, которые подобраны для выставки. «Чудо какое-то, правда» – сказала она. Художник выразила надежду, что интерес к народным промыслам продолжится и после завершения Года народных промыслов, каким объявлен в России 2022 год. Она предложила ввести художественные создания народных промыслов в моду – «красивую и правильную», чтобы молодые люди понимали, что это часть национальной культуры.
Поздравить мастеров с открытием выставки в РГБИ пришли именитые гости.
О.А. Кошкин, академик Российской академии художеств, заслуженный архитектор и заслуженный работник культуры РФ назвал хохлому вершиной народного искусства и рассказал о планах РАХ создать отделение народного творчества в ближайшем будущем. Он также передал решение Президиума РАХ выразить Благодарность за организацию и проведение персональной выставки в РГБИ мастерам Н.А. Лушиной и Н.А. Гущину.
Председатель комиссии по народному искусству Союза художников России Т.Н. Атюшева от имени председателя Союза А.Н. Ковальчука поздравила мастеров-классиков с открытием выставки. «Радостно, что эти люди несут с достоинством то драгоценное, что получили из рук своих предков», – сказала она.
Директор Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горькогo Е.А. Лупина сказала, что ее в Москве «не отпускают» нижегородские промыслы, потому что те полтора года, которые она провела в должности замминистра культуры Нижегородской области, ее «подпитали». Она отметила, что даже в Нижнем Новогороде подобные выставки проводятся редко.
Один из организаторов Всероссийской научно-практической конференции «Сохранение национальных духовно-эстетических традиций и народные художественные промыслы России» Ю.А. Закунов поблагодарил мастеров за то, что они возрождают то, что сейчас «не впереди, не в фаворе». Г.В. Долгов, председатель правления некоммерческой организации «Национальный союз народных художественных промыслов», почетный член Российской академии художеств, который также был одним из организаторов конференции, сказал, что в народном художественном промысле главное слово – «художественный», назвал его «мощнейшим энергетическим фундаментом» искусства в целом.
П.В. Симакина, председатель Содружества молодых искусствоведов и реставраторов, член Международного Совета музеев ICOM, член Экспертного совета по культуре Молодежного парламента при Государственной Думе РФ, рассказала о том, что познакомилась с Н.А. Гущиным недавно во время экскурсии по Нижегородскому училищу, на которой она поняла, что связь традиций, мастерства, его преподавания – не прекращается.
Из нижегородской области на открытие выставки приехал директор Семеновского индустриально-художественного техникума И.Е. Напылов. Он пошутил: если бы он кому-то рассказал, что поехал из Семенова смотреть хохлому в Москву, его бы, наверное, засмеяли. Но когда он прошелся по залу и посмотрел изделия, знакомые ему, он будто окунулся в то счастливое детство, когда «деревья были большими, сельское хозяйство было очень развито, когда все были счастливы, общались друг с другом».
И.А. Коршунов, директор института образования Национального исследовательского университета ВШЭ и бывший заместитель министра образования Нижегородской области предложил создать онлайн курс, посвященные не тому, как создается хохлома, а тому, какую роль она играет в истории, что такое вообще народный художественный промысел, так как на этом воспитывается патриотизм.
Завершая вернисаж, директор А.А. Колганова отметила, что РГБИ уже много лет открывает подобные выставки – и посвященные Павлопосадским платкам, и Жостовским подносам – и начала это делать задолго до официальных программ, Года культурного России наследия народов России, что говорит о том, что интерес к народным промыслам никогда не умирал. Но чтобы он возрастал, надо очень много работать. В этом смысле замечательно, что традиция хохломской росписи «отпечатывается» в книгах – что дает надежду на то, что ее искусство будет передаваться из поколения в поколение.