Дата: 28.09.2020
Заседание клуба открыла старший научный сотрудник отдела музыкальной культуры ГМИИ им. А.С. Пушкина Елизавета Мирошникова докладом «Между сном и явью: сюрреалистические идеи в книжной графике Валентины Гросс-Гюго».
Творчество французской художницы Валентины Гросс-Гюго в России мало изучено. Выпускница Национальной высшей школы изящных искусств известна своим сотрудничеством с Сергеем Дягилевым, работой в парижских журналах, для которых она создавала так называемые модные картинки, а также долгим и плодотворным творческим союзом с поэтом Полем Элюаром.
В1918 г. художница вышла замуж за художника Жана Гюго – правнука писателя Виктора Гюго. Этот союз сделал Валентину хозяйкой модного литературного парижского салона, где собирались Марсель Пруст, Жан Кокто, Эрик Сати, Люсьен Фогель, Пабло Пикассо, Ольга Хохлова и многие другие. В это же время В. Гросс-Гюго познакомилась с идеологом сюрреализма Андре Бретоном и поэтом Полем Элюаром. Первой совместной работой Гросс-Гюго и Элюара стал сборник стихов «Животные и их люди, люди и их животные» (1937).
Тираж книги составил всего 19 экз. Первые восемь имели цветные однотонные гравюры сухой иглой, остальные были черно-белыми. Создавая иллюстрации, В. Гросс-Гюго подстраивалась под поэта, визуализируя его литературные образы так, если бы их рисовал мужчина.
Следующим на заседании клуба был заслушан доклад поэта Татьяны Грауз о визуальной поэзии, где текст имеет двойную нагрузку, являясь не только письменным, но и визуальным источником. То есть стихи, созданные таким образом, сочетают в себе текст и изображения. Грауз рассказала о российских поэтах, известных своей работой с визуальной поэзией – Вилли Мельникове, Ры Никоновой, представила свое творчество, в котором она стремится соединить текст и коллаж.
После заседания состоялась оживленная дискуссия.
О следующей встрече клуба будет объявлено дополнительно.