Дата: 10.09.2013
6 сентября 2013 г. в Российской государственной библиотеке искусств прошла презентация книги главного художника АБДТ им. Г.А.Товстоногова, народного художника РСФСР Эдуарда Кочергина.
На презентации новой книги издательства «Вита Нова» присутствовали театральный художник Сергей Бархин, главный художник Центрального театра кукол имени С. В. Образцова Сергей Алимов, главный художник РАМТ Станислав Бенедиктов, главный художник театра ЛЕНКОМ Алексей Кондратьев, главный художник театра «Сфера» Владимир Солдатов, народный художник России, Лауреат премии Американской телевизионной академии искусств «Эмми», профессор школы-студии МХАТ Элеонора Маклакова, режиссер-мультипликатор, сценарист, народный художник России Юрий Норштейн, народный артист РСФСР Сергей Юрский, режиссер Андрей Житинкин, искусствоведы Анаит Оганесян и Елена Струтинская …
«Мы приветствуем в Российской государственной библиотеке искусств замечательного, выдающегося театрального художника, народного художника РСФСР Эдуарда Степановича Кочергина, — этими словами открыла вечер директор библиотеки Ада Колганова . — Хочу поблагодарить Вас за то, что Вы делаете в литературе, после того, что Вами сделано в театре. И прошу Вас от библиотечной общественности: пишите дальше, больше, пишите для нас, для будущего, и для библиотечных собраний. Спасибо Вам огромное».
В своём выступлении Сергей Бархин отметил: «Эдуард Степанович Кочергин не только выдающийся художник сцены, но и мастер художественной литературы. Изданные в последнее время книги раскрывают его потрясающий писательский дар».
Проза Кочергина – замечательное явление русской литературы, одновременно традиционное и новаторское. Книги Эдуарда Кочергина («Ангелова кукла», «Крещенные крестами») стали заметным событием в культурной жизни современной России.
Новая книга «Записки планшетной крысы» — сборник мемуарных рассказов Эдуарда Кочергина о театральной жизни, об артистах, режиссерах, художниках, рабочих сцены — талантливых профессионалах, с которыми автору довелось встречаться и работать.
«Эта книга, — сказал на презентации Эдуард Кочергин, — прежде всего, исповедь художника. Знаете, что такое планшет? Это - пол сцены. Я же служу в театре с 1959 года: сначала я работал 4 года в Ленинградском театре драмы и комедии, потом 6 лет в театре Комиссаржевской, а с 1972 года и по сей день – в Большом драматическом театре им. Товстоногова. Все мои театральные подельники (я выражаюсь своим языком) возмущались, что я пишу обо всем, кроме театра. Поэтому третья книга посвящена работе в театре».
В Кочергине сильно ощущение долга перед ушедшими. Верность своему делу талант, «неподражательная странность» — вот что для него важно, поэтому он равно интересно и ярко описывает и знаменитостей, и неизвестных тружеников театра. Его герои по-прежнему — выдумщики, изобретатели, «чудики», «антики», странные люди, в коих жива душа.
"Планшетная крыса" – это почетное цеховое прозвище. Эдуард Кочергин (из книги): «…Такое звание предназначалось самым умелым мастерам на театре: это мог быть театральный плотник, столяр, слесарь или токарь, бутафор. Макетчик, швея, закройщик, художник-исполнитель. Иной раз могли наградить и актера с особыми, редкими данными, вроде Евгения Лебедева, Олега Борисова».
Кочергин не театральный критик, он художник. Но его литературные портреты великих актеров — пластичные, яркие, запоминающиеся, это выраженное в слове восхищение талантом Евгения Лебедева и актерским интеллектом Олега Борисова, преклонение перед ними. И отрадно, что в презентации книги в библиотеке участвовала вдова Олега Борисова Алла Романовна.
Кроме рассказов, в книгу включена повесть «Медный Гога» — воспоминания о легендарном режиссере Георгии Товстоногове, с которым Кочергин проработал в БДТ тридцать лет.
Эдуард Кочергин: «30 спектаклей — целая жизнь. Мы играли с ним в поддавки: он — мне, я — ему. Работа шла абсолютно на равных. Умный режиссер не давит, а говорит, что хочет сделать. Чем более внятно и образно он расскажет, тем легче художнику перевести это на визуальный язык. Товстоногов объяснял гениально. Не брал пьесу, если не знал, про что будет ставить. Он был по-настоящему умный. Это не наработанный ум, а природный — от земли, от естества. И еще Георгий Александрович обладал очень важным в работе качеством — юмором. Мгновенно реагировал, парировал. Никогда не унижал. Мог поставить на место с помощью юмора. Он производит продукцию. И делает ее из артистов. А это, как известно, очень сложный материал. Нужно всех одновременно и убедить, и заставить. Товстоногов это умел. И еще — он никогда не менял свои идеи. Мог ошибаться, но от задумки не отходил. Такое мужское качество, свойство командира. Грандиозная личность».
«Я как актер, как старый товарищ Эдуарда по театру БДТ – подчеркнул в своем выступлении Сергей Юрский - сегодня невольно вспоминаю прежде всего БДТ, историю нашей жизни. Я всегда ощущал Эдика рядом, но не только рядом: мы сделали с ним вместе 2 спектакля и сделали телевизионный фильм. Эдуард - художник мирового класса. Он художник театра, и он служит этому коллективному, общему делу. Я с наслаждением вспоминаю, как я играл в его костюмах и в его интерьерах. Чувство меры, чувство широты в том, что он творит... Честность трудящегося гения - вот, что я увидел потом в его прозе».
Тёплые слова в адрес Эдуадра Кочергина произнёс Сергей Алимов: «
Эдик впервые показал мне настоящий Ленинград. "Проходяги", по которым ты нас водил поразили этой особой красотой, скрытой от приезжающих в Ленинград стороной этого города, города Ф.М. Достоевского.
Когда я перечитываю Достоевского, я теперь вижу тот город Федора Михайловича, который мне показал Эдик».
Замечательно, что на встречу с Эдуардом Кочергиным пришли не только именитые художники, «свои цеховые», но и молодежь, студенты факультета сценографии и театральной технологии Школы-студии МХАТ и студенты факультета сценографии Российский университета театрального искусства. Участие в таких мероприятиях дают им не только понимание профессии художника. Встреча с выдающимся сценографом, с его книгой - это разговор о сохранении человеком культуры и о сохранении человека культурой.
Эдуард Кочергин (из книги): «Пришло время,< …. >и я ушел в художники-постановщики. Ушел со многими знаниями ремесленных секретов старинных петербургских Планшетных крыс. Эти секреты кормят меня до сих пор. Ушел с памятью о великих мастерах театрального дела».
Генеральный директор издательства «Вита-Нова» Алексей Захаренков в знак благодарности за сотрудничество передал в фонд РГБИ несколько книг Эдуарда Степановича, которые были изданы в их издательстве, в т.ч. уникальное издание «Ангелова кукла» иллюстрированное картинами известного художника Бориса Заборова.